12.04.2011  Счетная палата: конкуренция в сфере госзакупок не растет, а снижается

   Колллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела результаты проверки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
   Как сообщает пресс-служба Счетной палаты, итоги проверки свидетельствуют о низкой продуктивности системы закупок для госнужд. Оценки эффективности сложившейся практики госзакупок по методике Всемирного банка не превышает 0,4 при норме 1,0.
   На Коллегии отмечалось, что ориентация на закупки простых продуктов по минимальной цене приводит к искусственному дроблению закупок сложной продукции и размыванию ответственности за конечный результат, а также к росту стоимости и сроков исполнения контрактов.
   В материалах проверки подчеркивается, что в системе отношений в сфере закупок для госнужд специальными нормами права урегулирован только порядок размещения заказов на поставки товаров, работ и услуг для госнужд. Закон № 94-ФЗ ориентирован на использование конкурентно-рыночных механизмов ценообразования путём совершенствования организационно-технических методов размещения госзаказа.
   Однако, несмотря на непрерывную коррекцию действующего законодательства, наблюдается снижение конкуренции. Отсутствие системы льгот и преференций производителям (поставщикам) продукции, работ и услуг для госнужд, а также механизмов их реализации не мотивирует участие бизнеса в секторе государственного рынка.
   Показатель конкуренции снизился с 3,68 в 2005 году до 2,78 в 2010 году. Растут расходы по контрактам с единственным поставщиком. Опережающими темпами растут цены госзакупок по отношению к ценам корпоративного и потребительского рынков. Количество недобросовестных поставщиков с 2008 года увеличилось в три раза.
   В результате выборочных проверок в 2009-2010 годах Счетной палатой выявлено нарушений в сфере закупок на более чем 2 млрд рублей.
   Одной из причин сложившейся ситуации является то, что так и не определен статус лиц, ответственных за администрирование контрактных отношений и конечные эффекты отраслевой и региональной политики госзаказа.
   «С точки зрения Счетной палаты, принятие руководством страны решения о переходе к программному бюджету и формировании национальной платежной системы открывают новые возможности достижения общественных эффектов за счет синхронизации управления жизненными циклами проектов, контрактов и активов», - отмечается в сообщении.
   При этом одной из мер могла бы стать разработка системообразующего федерального закона о государственных (муниципальных) закупках (взамен Федерального закона от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд») как базового закона, формируемой по решению Президента РФ и председателя Правительства РФ Федеральной контрактной системы.
   Коллегия решила направить информационное письмо Президенту России. Информация об основных итогах и отчет по результатам проверки направляется в палаты Федерального Собрания и Контрольное управление Президента Российской Федерации, а также в Правительство Российской Федерации.