12.04.2011 Счетная палата: конкуренция в сфере госзакупок не растет, а снижается Колллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела результаты проверки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Как сообщает На Коллегии отмечалось, что ориентация на закупки простых продуктов по минимальной цене приводит к искусственному дроблению закупок сложной продукции и размыванию ответственности за конечный результат, а также к росту стоимости и сроков исполнения контрактов. В материалах проверки подчеркивается, что в системе отношений в сфере закупок для госнужд специальными нормами права урегулирован только порядок размещения заказов на поставки товаров, работ и услуг для госнужд. Закон № 94-ФЗ ориентирован на использование конкурентно-рыночных механизмов ценообразования путём совершенствования организационно-технических методов размещения госзаказа. Однако, несмотря на непрерывную коррекцию действующего законодательства, наблюдается снижение конкуренции. Отсутствие системы льгот и преференций производителям (поставщикам) продукции, работ и услуг для госнужд, а также механизмов их реализации не мотивирует участие бизнеса в секторе государственного рынка. Показатель конкуренции снизился с 3,68 в 2005 году до 2,78 в 2010 году. Растут расходы по контрактам с единственным поставщиком. Опережающими темпами растут цены госзакупок по отношению к ценам корпоративного и потребительского рынков. Количество недобросовестных поставщиков с 2008 года увеличилось в три раза. В результате выборочных проверок в 2009-2010 годах Счетной палатой выявлено нарушений в сфере закупок на более чем 2 млрд рублей. Одной из причин сложившейся ситуации является то, что так и не определен статус лиц, ответственных за администрирование контрактных отношений и конечные эффекты отраслевой и региональной политики госзаказа. «С точки зрения Счетной палаты, принятие руководством страны решения о переходе к программному бюджету и формировании национальной платежной системы открывают новые возможности достижения общественных эффектов за счет синхронизации управления жизненными циклами проектов, контрактов и активов», - отмечается в сообщении. При этом одной из мер могла бы стать разработка системообразующего федерального закона о государственных (муниципальных) закупках (взамен Федерального закона от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд») как базового закона, формируемой по решению Президента РФ и председателя Правительства РФ Федеральной контрактной системы. Коллегия решила направить информационное письмо Президенту России. Информация об основных итогах и отчет по результатам проверки направляется в палаты Федерального Собрания и Контрольное управление Президента Российской Федерации, а также в Правительство Российской Федерации. |