16.04.2011  Правительство России ищет пути регулирования интернета

   Российские власти решили заняться изучением зарубежного опыта регулирования распространения информации в Интернете. На сайте госзакупок недавно было размещено извещение о проведении конкурса, один из лотов которого (№13) предусматривает проведение исследования на тему "Зарубежный опыт регулирования ответственности участников правоотношений при использовании сети Интернет". Начальная цена контракта составляет 973 тысячи рублей. Заказчиком выступил департамент пресс-службы и информации правительства России.
   Согласно техническому заданию (ТЗ), целью вышеназванной научно-исследовательской работы (НИР) является изучение существующих подходов зарубежных стран к правовому регулированию Интернета. В список заинтересовавших правительство РФ вошли США, Великобритания, Франция, Германия, Канада, Китай, Казахстан и Белоруссия.
   Как отметило агентство Reuters, опыт обращения с Интернетом в трех последних государствах из названного списка отличается от норм, принятых в развитых западных странах. Китай, например, регулярно блокирует западные новостные сайты, а поисковик Google был допущен в страну лишь после согласия ограничить доступ к нежелательным для властей результатам поиска. В Казахстане несколько лет подряд был запрещен доступ к блоговой площадке LiveJournal, а в Белоруссии в день президентских выборов были отключены оппозиционные сайты и почтовый сервис Gmail.
   Анализ правовых норм зарубежных стран должен привести к выработке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации. Стоит отметить, что это далеко не первая попытка российских властей разобраться с вопросами регулирования Интернета. Хотя на уровне аппарата правительства она, пожалуй, все-таки первая. Прежде над этой темой работали ведомства и межведомственные комиссии.
   Отечественные органы власти, в частности, интересует, за размещение какой информации в Интернете наступает юридическая ответственность, какие действия при этом рассматриваются как правонарушение и, наконец, "установлено ли право блокирования или приостановки доступа к информационным ресурсам, кому предоставлено такое право, и на каких условиях". Также в сферу интересов властей входит информация о порядке прекращения функционирования в Интернете сайтов, содержащих сведения, распространение которых запрещено национальным законодательством, и порядок блокирования доступа к таким сайтам, находящимся за рубежом. Кроме того, требуется установить, на кого из участников правоотношений возлагается ответственность за содержание размещаемой в Интернете информации и характер установленной ответственности.
   В последние годы российские власти все чаще занимает вопрос об участии государства в регулировании взаимоотношений в Интернете. История этого вопроса давняя и запутанная, но заниматься им вплотную российские власти стали еще в начале 2000-х. Причем за прошедшие годы "ветер" законодательных инициатив менял направление то в одну, то в другую сторону - от крайней лояльности до стремления "все запретить и всех посадить".
   В 2010 году представители интернет-отрасли заметно продвинулись в попытках наладить диалог с государством. В частности, их стали привлекать к обсуждению законодательных проблем и нужд. А 16 марта текущего года в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему "Законодательная поддержка развития Интернета в России". На них интернет-сообщество во главе с РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций) представило свои идеи и критические замечания в отношении законотворческих инициатив, касающихся Интернета.
   Участники слушаний выразили уверенность в том, что российское законодательство необходимо дорабатывать, основываясь на изучении позитивного опыта развитых стран мира. Правительству было рекомендовано при подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования отношений при использовании сети Интернет" вести более тесный и открытый диалог с представителями отрасли в целях подготовки данного проекта.
   Насколько полезным в этой связи будет изучение "позитивного" опыта Китая - остается непонятным. Интересно, что представители интернет-отрасли из различных стран в свете обсуждений законодательных инициатив, направленных на регулирование Интернета, сходятся во мнении, что государствам и интернет-сообществу необходимо наладить конструктивный диалог. В частности, председатель Совета РАЭК Марк Твердынин говорил, что закономерным итогом такого диалога могло бы стать подписание соответствующих международных соглашений. "Если такие соглашения будут подписаны, любой стране мира, в том числе России, будет гораздо проще помочь своему партнеру бороться с нарушением авторских прав в Интернете", - объяснял он.
   В компании Skype также верят в принципы "свободного и открытого Интернета". Так, например, директор Skype по GR в Европе Жан-Жак Саэль в интервью BFM.ru выражал обеспокоенность тем, как некоторые компании (в первую очередь операторы сотовой связи) пытаются решать за людей, к чему они должны или не должны иметь доступ, как они выражают себя и общаются и какую информацию они видят в Интернете.
   "Интернет еще очень молод и, естественно, возникает множество дискуссий по поводу интернет-свобод, интернет-угроз и тому подобных вещах. Поэтому сейчас очень много говорится о необходимости расширенного международного сотрудничества и создании механизмов, которые бы, с одной стороны, защищали бы принципы свободного общения в Интернете, а с другой - проясняли правовую основу для борьбы с кибератаками и другими преступлениями", - сказал Жан-Жак Саэль. Это мнение он выразил во время своего краткого визита в Москву - за несколько дней до заявлений начальника центра защиты информации и спецсвязи ФСБ Александра Андреечкина о необходимости запрета Skype.
   Напомним, история с размещением заказа на НИР на сайте госзакупок "всплыла" спустя всего несколько дней после взбудораживших интернет-сообщество заявлений Александра Андреечкина. Он, в частности, выступил против популярнейших мировых интернет-сервисов Skype, Gmail, Hotmail, поскольку их использование угрожает безопасности России. Правда, спустя несколько часов появились заявления Кремля и Минкомсвязи о том, что перечисленные сервисы закрывать никто не собирается. Однако впечатление от первого высказывания были, по всей видимости, сильнее - тема возможного запрета иностранных интернет-сервисов стала одной из наиболее обсуждаемых в российских блогах.
   Возвращаясь к истории с изучением российскими законодательными органами опыта других стран, в том числе, тех, примеру которых следовать не стоит - она должна завершиться прямо перед Парламентскими выборами, которые пройдут в декабре текущего года. Отчет по итогам НИР должен быть передан заказчику до 1 ноября, а с учетом возможных правок, крайний срок - 25 ноября.