26.04.2011 Санкт-Петербург: "микробизнес" страдает от системы госзаказа Представители малого бизнеса практически ничего не знают о программе участия в госзакупках, не могут самостоятельно изучить правила и разобраться с заполнением документов для участия в торгах, а также не верят в положительные результаты своего участия в системе государственного заказа. Все это обусловлено недостатком информации, рассказал журналистам во время круглого стола по теме "Малый бизнес и госзаказ: правила игры" председатель общественного совета по малому предпринимательству Адмиралтейского района Виктор Быков. Согласно официальным данным КЭРППиТ, в 2008 году доля стоимости госзаказов, доставшихся малому бизнесу, составляла более 60%, в 2009 году - чуть более 50%, а в 2010 году упала до 36,8%. Такая же тенденция отмечена и по количеству закупок. "Очень хочется верить в то, что государство неумышленно не уделяет внимания малому бизнесу", - дипломатично прокомментировал цифры руководитель Северо-западного центра сопровождения бизнеса Анатолий Ломов. Банковский взгляд на проблему озвучили представители двух финансовых учреждений. Управляющий ОО "Санкт-Петербургский" ОАО Меткомбанк Виктор Ожегов довольно подробно рассказал об имеющемся у учреждения пакете предложений для малого бизнеса, участвующего в госзакупках. Помощь банков бизнесу сводится к двум вариантам – выдаче кредитов, а также предоставлению банковской гарантии, необходимой для заключения контракта с победителем торгов. Правда, озвученная банкиром статистика по Санкт-Петербургу не впечатлила. Оказалось, что за относительно недолгий период деятельности на этом поприще Меткомбанка в Петербурге к нему обращались всего 10-12 малых предпринимателей и ни один не получил желаемого. Управляющий филиалом ОАО "Град Инвест Банк" Андрей Прохватилов начал выступление с того, что констатировал: российский малый бизнес с точки зрения мировых стандартов (до 1 миллиарда рублей годового оборота) является скорее микробизнесом, оборот которого составляет хорошо если 10-12 миллионов в год. По словам Прохватилова, его банк примерно на 70% сформировал портфель клиентов (около 52), кредитуемых для участия в торгах. Как ни странно, основной банковской проблемой становятся те клиенты, которые становятся победителями тендеров, отметил банкир. По словам Прохватилова, в этом случае предоставленные банковские деньги не возвращаются с электронной площадки обратно кредитору, а замораживаются до подписания контракта. «Поручительства дают лишь единичные банки и чуть ли не по цене кредита, - отметил еще одну особенность взаимоотношения бизнеса и финансовых учреждений управляющий банка. - А по требованиям Центробанка, выдавать их без залога нельзя». Действующая система, как рассказал специалист, приводит к тому, что к моменту начала исполнения госконтракта у исполнителя просто нет денег и выполнять обязательства не на что. Еще одним крупным недостатком функционирующей сегодня системы госзаказа является проблема выполнения своих обязательств государственным заказчиком. "Непонятно, почему госконтракт заключается быстро, а выплаты за его исполнение - очень медленно, - подвел итог своему выступлению Андрей Прохватилов. - В ФЗ-94 основная беда - это оплата госзаказчиком". Депутат Законодательного собрания Александр Ольховский начал свое выступление с констатации: закон 94-ФЗ (закон о госзакупках) доживает последние годы. "В 2012-2013 годах в России будет введена федеральная контрактная система и вопрос об ее создании практически решен", - заявил депутат. По мнению Александра Ольховского, каждый год из-за неурегулированности в сфере госзакупок стране наносится ущерб на многие миллиарды рублей, который касается граждан напрямую: «Откат - это всегда снижение качества услуг и работ, а его сумма включается в цену для конечных потребителей». Также народный избранник упомянул о разногласиях, существующих между профильным министерством, разработавшим проект создания федеральной контрактной системы, и Федеральной антимонопольной службой, отстаивающей сохранение закона 94-ФЗ с планомерным исправлением существующих в нем недостатков. В качестве аргумента против нынешнего закона, регулирующего существование системы государственного заказа, Ольховский привел такую цифру – лишь за 2010 год в 94-ФЗ было внесено около 10 изменений и об очередном было заявлено недавно в Госдуме. "Нас ожидает освоение большого законодательного поля", - подвел итог депутат, сообщает |