19.06.2003 Зерновые компании начинают строить морские порты 16 июня Минсельхоз объявил о проведении тендера на строительство портовых терминалов по перевалке зерна. Так началась реализация программы по увеличению возможностей для экспорта из страны зерна. Некоторые аналитики считают, что строительство терминалов, ориентированных на вывоз зерна, - дело невыгодное. По их мнению, уже в этом году многие из тех, кто имеет терминалы по перевалке зерна, столкнутся с проблемой недозагрузки. Тендер предусматривает субсидирование 2/3 процентной ставки по кредитам, которые компании будут брать под строительство портовых терминалов. "По условиям тендера, компенсироваться будут ставки по кредитам любых банков", - сказал "Финансовым Известиям" замруководителя департамента регулирования продовольственных рынков Минсельхоза Андрей Зайцев. По оценкам зернотрейдеров, через существующие российские терминалы могут перевалить только 6 млн тонн зерна. В этом сезоне за рубеж уже было поставлено более 16 млн тонн. Дополнительные портовые мощности зернотрейдеры нашли на Украине и в Прибалтике. Самые громкие заявления о строительстве терминалов в прошлом году делал агрохолдинг "Агрос". По словам его представителей, первый проект стоимостью до $100 млн "Агрос" хотел реализовать в Новороссийском морском порту. Мощность по перевалке зерна там могла достичь 3 млн тонн в год. Такой же по мощности терминал "Агрос" хотел построить за $30-40 млн в Усть-Луге (Ленинградская область). Пока, как сказал "Финансовым Известиям" директор департамента по связям с общественностью "Агроса" Павел Олиянчук, эти планы не реализованы. С участием в тендере в компании пока не определились. Как считает гендиректор ООО "Русагро-Зерно" (входит в ГК "Русагро") Антон Малинкин, в тендере будут участвовать все более-менее крупные компании. По мнению директора аналитического центра "СовЭкон" Андрея Сизова, уже в этом году те компании, которые имеют свои терминалы, из-за снижения общего объема валового сбора зерна в этом году столкнутся с их недозагрузкой. Тем не менее субсидирование процентных ставок - только один из вариантов, по которым Минсельхоз хочет развивать портовую инфраструктуру. Другой - работа с Мировым банком реконструкции и развития. Еще в мае Минсельхоз предложил банку участвовать в строительстве экспортных зерновых терминалов. Сумма участия - $150 млн. 15 июля банк скажет о своем решении. Но не факт, что он согласится финансировать строительство терминалов, ориентированных на экспорт зерна. Как сказал "Финансовым Известиям" Андрей Сизов, партнер банка по анализу "зерновой" транспортной инфраструктуры, "может быть надо будет строить терминалы не на вывоз, а на ввоз зерна". |