31.05.2011  Участники круглого стола в ГД обсудили проблемы госзакупок в сфере образования

   Комитет Государственной Думы по образованию провел круглый стол на тему: «Практика правоприменения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в сфере образования: проблемы и пути решения».
   Открывая заседание, председатель Комитета Григорий Балыхин отметил, что «откаты» и «прямое воровство» при размещении госзаказов составляют в расчете на год триллион рублей, и «система образования не является исключением». Председатель Комитета сообщил, что к 16 июня должна быть подготовлена новая редакция закона о госзакупках в сфере образования.
   Заместитель директора департамента федеральных целевых программ и проектов Министерства образования и науки Дмитрий Гужеля в числе проблем назвал жесткую конкуренцию на образовательном рынке, «когда образовательные учреждения, имеющие большой опыт в отдельных типах и видах работ, не имеют фактически никакого преимущества перед коммерческими организациями и перед организациями, которые вышли поучаствовать в конкурсе первый раз».
   Д.Гужеля предложил предоставить возможность размещать у единого поставщика заказы на разработку программ обучения, повышение квалификации, проведение обучения по этим программам, и на апробацию таких программ.
   Директор департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития Ольга Анчишкина отметила, что переписывать закон о госзакупках, «латать дыры» больше «невозможно». Нужно «создать нормальное внятное и достаточное, надежное законодательство в сфере закупок для обеспечения госнужд».
   «Нельзя топтаться исключительно на этапе размещения заказа, - сказала О.Анчишкина. - Надо начать прогнозировать и планировать государственные закупки. Их объемы и структура должны быть обоснованы, и это обоснование должно носить публичный характер. Надо начинать с того, что закупается, в каких количествах, по какой номенклатуре, по какой структуре. Сейчас мы этого не знаем. Мы видим госзаказ только на этапе размещения, когда планирование уже закончено».
   Более внятной, по словам О.Аничишкиной, должна быть и процедура исполнения государственного контракта.
   «Сейчас мы не оцениваем и не сопоставляем плановые задания и результаты, - сказала она. - Двадцать шесть тысяч заказчиков на федеральном уровне, двести тысяч - на региональном и муниципальном - все они по своему усмотрению, по мере подготовки, в силу своей порядочности расходуют государственные и муниципальные средства, не имея единых и понятных процедур».
   Государство закупает разные товары, услуги и работы. Подходить к ним одинаково и закупать на основе одних и тех же процедур, преимущественно аукционных - «слишком дорогая роскошь», считает О.Анчишкина. Аукционы, по ее словам, подходят для стандартизированных, типизированных товаров. При этом в сфере госзакупок обязательно должно учитываться соотношение цена-качество. Следует законодательно регламентировать процедуру расторжения контракта.
   В ходе обсуждения предлагалось законодательно предусмотреть возможность закупки расходных материалов у изготовителя оборудования, предоставить заказчику право устанавливать квалификационные требования при закупке всех видов товаров (работ, услуг) в соответствии со спецификой закупок.
   Предлагалось также увеличить предельный размер стоимости котировок с 500 тысяч до 1 миллиона рублей в квартал и предельный размер стоимости сделок без проведения конкурсных процедур со ста тысяч до 200-250 тысяч рублей.
   Как сообщает сайт Государственной Думы, по итогам круглого стола был выработан ряд рекомендаций. В частности, участники дискуссии рекомендовали освободить образовательные учреждения, участвующие в конкурсах на размещение госзаказа, от необходимости внесения залога за обеспечение контракта.
   Министерству образования и науки рекомендовано разработать типовые требования к продукции. закупаемой подведомственными учреждениями в рамках оказания образовательных услуг.
   Министерству финансов предложено рассмотреть возможность продления сроков закупки товаров, работ услуг при доведении средств на их закупку не в начале финансового года. а также разрешить при закупке оборудования. имеющего длительные сроки изготовления или поставки, производить оплату свыше финансового года на срок закупочных процедур.