26.06.2003 МПС не пустило иностранные тепловозы Министерство путей сообщения (МПС) подвело итоги первого за всю историю железнодорожной отрасли тендера на поставку подвижного состава. Из 19 российских компаний были выбраны пять. Иностранцев, которые могли бы предложить более эффективные в эксплуатации локомотивы, МПС заранее попросило не беспокоиться. В условиях конкурса, объявленного в апреле, были обозначены экономические параметры предполагаемых лизинговых сделок, приемлемых для отрасли на сегодняшний день. "Рынок откликнулся предложениями, в 5 раз превышающими наши возможности - потребности МПС России составляют 10 млрд рублей, - заявил первый замминистра путей сообщения Владимир Якунин. К конкурсу были допущены 11 компаний из 19 подавших заявки. Победителями стали компании "РосБР-Лизинг", "ВТБ-Лизинг", "АльфаЛизинг", "ЛК "Инпромлизинг", "Лизинговая компания", предложившие наиболее интересные для железнодорожников условия: средневзвешенная стоимость финансирования в рублях - 16,5% годовых, размер авансового платежа - 18%, срок лизинга - 5,9 лет. Общая стоимость поставок подвижного состава и оборудования по сделкам составит в этом году 10 млрд рублей: будет приобретено более 1000 полувагонов, 245 пассажирских вагонов, 36 локомотивов, путевая техника на сумму около 1 млрд рублей. Первые поставки планируются в июле-августе. "Ключевой этап реформы - изменение принципов финансово-хозяйственной деятельности, - говорит Якунин. - Один из них заключается в том, что отныне все серьезные инвестиционные программы будут осуществляться через конкурсные процедуры. Опыт показал, что российские компании предлагают выгодные и вполне конкурентоспособные условия". Иностранцы даже не пытались поучаствовать в тендере: руководство МПС уже заявляло о намерении сделать ставку на российские компании. В истинности этих утверждений еще в прошлом году убедились General Electric и Bombardier, предпринявшие неудачную попытку прорыва на электровозах в Россию. В МПС уверены, что отечественные предприятия справятся с задачей. "В отличие от авиапрома, наши заводы пока еще в состоянии строить локомотивы и вагоны", - считает начальник инвестиционного управления Дирекции железных дорог МПС России Галина Крафт. Однако поддержка отечественного производителя идет вразрез с интересами перевозчиков. Западные локомотивы, по мнению экспертов, более эффективны в эксплуатации, чем российские. Точно так же, как езда на иномарках обходится дешевле по сравнению с российскими машинами. "Исходя из эксплуатационных затрат закупать иномарки экономически выгоднее", - заявлял пресс-секретарь Управления делами администрации президента Виктор Хреков, когда обсуждалась идея пересадки наших чиновников на "Волги". Желающих заступиться за западные локомотивы пока не наблюдается. К идее лизинговых проектов МПС подтолкнула ситуация в отрасли. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие годы рост грузооборота на российских железных дорогах продолжится и составит 5%. При этом износ основных фондов отрасли - 60%. Наиболее сложная ситуация с локомотивами - на грани списания около 70% электровозов и свыше 75% тепловозов. По оценкам независимых экспертов, для обновления производственной базы железнодорожной отрасли необходимо до 200 млрд рублей в год. Однако одобренная правительством инвестиционная программа МПС на 2003 год составляет 122 млрд рублей. При этом участие государства в этой программе минимально: из федерального бюджета будет выделено всего 18 млн рублей, что сопоставимо со стоимостью одного купейного вагона. "Мы не испытываем иллюзий, что финансовый рынок сразу примет наши условия, - говорит Галина Крафт. - Но и железные дороги приходят на этот рынок не на один год, а планируют выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения с его участниками. Мы солидные партнеры: объем выручки отрасли от перевозок в прошлом году превысил 450 млрд рублей, а в этом году планируется достичь выручки в 500 млрд рублей". |