30.06.2003  Санкт-Петербург: срываются военные контракты

   В минувшую среду в Санкт-Петербурге открылся традиционный Военно-Морской салон. Этот смотр достижений в области строительства военных кораблей на сей раз обернулся праздником со слезами на глазах. Чего стоит хотя бы скандальная история с выполнением ОАО "Балтийский завод" экспортного контракта на постройку трех эскадренных фрегатов для ВМФ Индии.
   К нынешнему питерскому празднику второй из тройки этих кораблей наконец дошел до стадии приемки заказчиком. Фрегат построили, что называется, с горем пополам: в график не уложились, качество не выдержали. Например, эксперты уже выявили на фрегате отклонение гребного винта на 16 миллиметров, что приводит к вибрации корпуса. В общем, поплавают индийские моряки.
   Вероятно, чтобы индийцам было не так обидно, судостроители "Балтийского завода" решили заодно поднасолить еще и китайским морякам. Правда, подпортить гребные винты на двух эсминцах, которые возводятся по межправительственному соглашению для ВМФ Китая, у балтийцев не вышло: китайские корабли строятся на соседней АО "Северная верфь", где порядка побольше. Монтажные и сварочные работы здесь идут полным ходом: контракт принят к исполнению только в середине прошлого года, а к грядущему декабрю уже запланирован спуск на воду первого эсминца. Однако не все зависит от "Северной верфи": к примеру, главные котлы для строящихся на этом предприятии кораблей еще в феврале-марте должны были поставить коллеги с ОАО "Балтийский завод". Но этих важных комплектующих так до сих пор и не поставлено. Генеральный директор АО "Северная верфь" Валерий Венков уже куда только не обращался в связи с неисполнением партнерами своих договорных обязательств – и в Российское агентство по судостроению, и в Министерство по антимонопольной политике, и во ФГУП "Рособоронэкспорт", по линии которого выполняется китайский контракт, и к вице-премьеру правительства РФ Борису Алешину …
   Ситуация выглядит странно. АО "Северная верфь" произвела за котлы стопроцентную предоплату. Мастера ОАО "Балтийский завод", казалось бы, тоже не тянули волынку: котлы построены и испытаны. Об этом имеется заключение гостехкомиссии от 8 мая 2003 года. Однако воз и ныне там. Из высоких московских кабинетов в адрес генерального директора ОАО "Балтийский завод" Олега Шуляковского чуть не каждую неделю летят гневные депеши: мол, под угрозой не только экспортный контракт с Китаем, но и международный авторитет российских судостроителей. Но готовые к отправке котлы как стояли на заводских складах, так и стоят.
   "Все указания органов государственной исполнительной власти о незамедлительной поставке котлов монополист – производитель полностью игнорирует, сознательно срывая исполнение международных обязательств государства и занимаясь шантажом", - говорится в последнем заявлении генерального директора АО "Северная верфь" Валерия Венкова.
   В высоких кругах такое необычное упрямство руководителей ОАО "Балтийский завод" объясняют местью коллегам за то, что контракт на постройку двух эсминцев для Китая достался "Северной верфи". История темная: первоначально выгодный контракт в рамках межправительственного соглашения, заключенного ФГУП "Рособоронэкспорт" с китайской стороной, по согласованию с заказчиком был оформлен на АО "Северная верфь". Но тогдашний вице-премьер по ВПК Илья Клебанов не зря так долго носился с "Балтийским заводом" как с писаной торбой. В итоге путем организации тендера контракт на эсминцы был передоверен этому близкому клебановскому сердцу заводу. Однако лоббизм – дело тонкое, а сделать так, чтобы комар носа не подточил, у Ильи Григорьевича не вышло. В конце концов вскрылось, что тендер был проведен в нарушение закона. В ситуацию пришлось вмешиваться лично премьеру Михаилу Касьянову. А тут еще разгорелся скандал, связанный с незаконным использованием 40 миллионов долларов, полученных ОАО "Балтийский завод" в качестве первого транша из Индии, на покупку акций предприятия. В результате контрольный пакет завода оказался под контролем группы компаний "ИСТ". В отношении генерального директора ОАО "Балтийский завод" Олега Шуляковского было возбуждено уголовное дело. Но тучи обошли Олега Борисовича стороной. По всей видимости, без высокого покровительства тут не обошлось: в судостроительных кругах не зря поговаривают о том, что бывший вице-премьер и нынешний министр Илья Клебанов является теневым акционером "Балтийского завода".
   Можно предположить, что и нынешний гонор генерального директора ОАО "Балтийский завод" Шуляковского также вырос не на пустом месте: чтобы так стойко игнорировать прямые распоряжения федеральных чиновников правительственного уровня, надо иметь как минимум серьезную лоббистскую поддержку в верхах. Однако амбициозность Шуляковского и тех, кто за ним стоит, может в очередной раз выйти для страны боком. Разгорающийся скандал с искусственным срывом экспортного военно-морского контракта вот-вот приведет к тому, что Россия попросту окажется вытеснена с этого важного сегмента международного рынка.