02.09.2011 Сможет ли мелкий предприниматель пожаловаться на недобросовестного заказчика? «Самое главное – мы хотим сделать процесс приемки заказа публичным, чтобы уйти от разговоров под столом. Заказчик вешает отчет, контрольная служба проводит аудит результатов контракта», – рассказал замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев, комментируя проект закона «О федеральной контрактной системе». Новый закон должен прийти на смену существующему ФЗ-94. В: Многие компании жалуются на то, что заказчики ставят заведомо невыполнимые условия. Как эта проблема будет решаться новым законом? О: Во-первых, новый закон предлагает типологизизировать закупки, а также будут предусмотрены инструмент ценообразования и типовые контракты. Во-вторых, предполагается информационное открытие закупок в планах-графиках. Так, накануне наступления бюджетного года заказчик публикует, что он закупает, каким способом и под какую документацию. В-третьих, будет существовать процедура обжалования, которая также будет растягиваться на весь цикл. Все это позволит предотвратить подобную практику. В: Но ведь всегда можно внести изменения в этот график, запланировать на 100% на год вперед закупки невозможно. Соответственно, тут и будет лазейка для обхода этой нормы. О: Можно будет вносить изменения. Но тогда это все должно быть обосновано. К примеру, заказчик заявил о том, что в мае он будет закупать томографы, а в апреле сказал, что будет закупать не томографы, а подводную лодку, причем со сроком поставки две недели. Поставив свою подпись под таким документом, заказчик сразу берет на себя ответственность за правонарушения, которые могут быть выявлены. Наличие такого документа – это предмет для разбирательства следственных и контрольных органов. В: Как будет новый закон решать проблемы приема заказов? О: Сейчас выполнение заказов несет множество рисков, поскольку его процесс на разных этапах заказчиком не контролируется. Заказ принимается после завершения выполнения всех работ. Поэтому у исполнителя возникает сомнение в том, что заказчик собирается выполнять условия контракта. Заказчик также считает, что исполнитель пытается уйти от своих обязательств. Поэтому очень важен механизм управления рисками. Необходимо поэтапно смотреть, насколько все соответствует документации и первоначальным требованиям. Самое главное – мы хотим сделать процесс приемки заказа публичным, чтобы уйти от разговоров под столом. Заказчик вешает отчет, контрольная служба проводит аудит результатов контракта. В: Проект закона предполагает создание Общественного совета, который будет контролировать ФКС. Эти советы будут образовываться стихийно, или структура будет работать на постоянной основе? Будут ли участники получать зарплату? О: Нет, зарплату никто получать не будет, а совет будет существовать на постоянной основе. К примеру, есть общественная организация под названием «Роспил», она может делегировать в Общественный совет своего человека, который будет в нем сидеть и участвовать. В: Как мелкий предприниматель может пожаловаться на недобросовестного заказчика? О: Система апелляции и рассмотрения споров должна расшириться на все сферы регулирования заказов. Информационная открытость предполагает не только публикацию плана заказов, но и обнародование выявленных нарушений, которые затем передаются в правоохранительные органы. В: Когда планируется внести закон в Госдуму? О: Когда закончится дискуссия. Она продлится, наверное, месяца два. |