02.09.2011 Башкортостан: при размещении госзаказов надо учитывать интересы малого бизнеса Результаты реформирования системы государственного заказа были обсуждены в Уфе на заседании Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Участники заседания рассмотрели действующую систему госзаказа в регионе и внесли предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере. Об участии малого бизнеса в размещении госзаказов рассказал председатель Государственного комитета РБ по предпринимательству и туризму Руслан Кинзикеев. Он отметил, что в республике начиная с 2009 года значительно увеличилось количество субъектов малого бизнеса, участвующих в государственных закупках. Это связано с тем, что Правительством Российской Федерации был существенно расширен перечень товаров, работ и услуг, в него были включены дополнительные позиции. Кроме того, государственные и муниципальные заказчики теперь обязаны от 10 до 20 процентов общего годового объема поставок, товаров, выполнения работ, оказания услуг размещать у субъектов малого предпринимательства. Тем не менее, отметил Руслан Кинзикеев, несмотря на благоприятные тенденции в части поддержки малого бизнеса с помощью госзаказа, существует и ряд нерешенных вопросов. В первую очередь это отсутствие эффективного контроля за выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства. К сожалению, практика применения мер ответственности по отношению к «недобросовестным заказчикам», не соблюдающим квоту, пока не сложилась. Помимо того, существуют сложности с официальным подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства, то есть в законодательстве о размещении госзаказов отсутствует официальный порядок подтверждения данной информации. Председатель Госкомитета также отметил низкую доступность информации о государственных и муниципальных закупках и невысокий уровень доверия предпринимателей к госзаказу. Стоит отметить, что в международной практике получили распространение самые разнообразные подходы к расширению участия малого бизнеса в выполнении государственных заказов. В частности, государство может привлекать малые предприятия к выполнению госзаказов различными путями: установлением обязательного требования для крупных поставщиков привлекать малые предприятия на условиях субконтрактации и субподряда; квотированием части госзаказа для малого бизнеса; выделением в сложной составной продукции простых частей и размещением заказов на них среди субъектов малого предпринимательства. Чтобы улучшить доступ малого бизнеса к государственным и муниципальным заказам, Госкомитет РБ по предпринимательству и туризму предложил осуществить ряд мер. Прежде всего, необходимо рассмотреть возможность увеличения квоты заказов, размещаемых у малых предприятий, с 20 до 35 процентов. Требуют усовершенствования и статистические формы отчетности, используемые для количественной оценки участия предприятия в закупках. Необходимо также проработать вопрос о дальнейшем ужесточении мер ответственности за нарушение квоты по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства. Сферу действия Федерального закона 94-ФЗ стоит расширить, чтобы она распространялась на заказы государственных компаний и госкорпораций, и обеспечить доступ малого предпринимательства к получению таких заказов. Следует проработать вопрос о применении к победителям торгов требований по привлечению малого бизнеса в качестве соисполнителей по государственным и муниципальным контрактам. Руслан Кинзикеев считает также возможной организацию системы мониторинга с участием представителей бизнес-ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей. Перспективным направлением, на его взгляд, может стать разработка и формирование общероссийских и региональных рейтингов, оценивающих деятельность заказчиков при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства, сообщает |