06.09.2011  Эксперт: закон о ФКС усилит коррупцию в сфере госзаказа

   «Тут мы опять возвращаемся к неконтролируемым тратам и золотым кроватям», – считает генеральный директор ГУП «Агентство по госзаказу РТ» Яков Геллер, комментируя проект закона «Федеральной контрактной системы», предложенный Минэкономразвития. Новый закон должен прийти на смену существующему ФЗ-94.
   В: Если закон успешно пройдет через Госдуму, что ждет существующую систему госзаказа?
   О:
Разработчики концепции закона преследуют вполне конкретные интересы. Первый интерес – это отменить ФЗ-94, что означает отменить созданную за последние шесть лет систему прозрачности и равнодоступности торгов. Прозрачность обеспечивается за счет создания единого информационного ресурса закупок и ресурса пяти электронных площадок, где гражданское общество может контролировать весь процесс. Равнодоступность обеспечивается за счет отсутствия барьеров для вхождения в рынок абсолютно любой фирмы. ФЗ-94 уравнял шансы компаний: абсолютно любой может создавать конкурентную среду в своем бизнесе. Эти два постулата полностью перечеркиваются тем, что огласило МЭР.
   За счет этого мы возвращаемся к 305-му указу президента Бориса Ельцина, который, собственно, и развратил страну. Вся коррупция в госзакупках усилилась, когда в 1997 году был введен 305-й указ, регулирующий госзакупки. Он дал право заказчику определять, у кого и по каким правилам он будет покупать. То, что МЭР называет ФКС, – это не что иное, как скалькированный 305-й указ президента.
   В: Чем не угодил ФЗ-94 Минэкономразвитию?
   О:
ФЗ-94 вызвал абсолютный антагонизм со стороны тех людей, которые привыкли самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами.
   Система ФКС разрешает, и даже более того, обязывает менять условия по ходу исполнения контракта. Если буквально читать то, что предлагает МЭР, то можно в любой момент после проведения аукциона изменить условия торгов.
   В соответствии с ФКС, у заказчика реанимируется право по собственному желанию в одностороннем порядке безапелляционно расторгнуть контракт.
   Кроме того, ФЗ-94 ввел строгую контрольную функцию ФАС. ФКС размывает эту функцию и не указывает контрольный орган вообще.
   В: Какие интересы стоят за концепцией ФКС?
   О:
Во-первых, они хотят создать такую систему, при которой никто не смог бы узнать цену, по которой делается закупка. Во-вторых, чтобы электронные аукционы, обеспечивающие равнодоступность, были заменены на мнение заказчика, кого допустить. В-третьих, чтобы отнять контрольные функции у ФАС и отдать кому-нибудь другому.
   В: В США же тоже закупки осуществляются на контрактной основе?
   О:
Контрактная система в США основывается на трех контрактных офицерах, которые являются государственными представителями, именно они и выступают государственным заказчиком. Есть три лица: тот, кто размещает, тот, кто контролирует ход исполнения контракта, и тот, кто разрывает контракты, если кто-то недобросовестно их исполняет. ФЗ-94 ввел таких офицеров под названием «уполномоченные органы».
   Система ФКС опять реанимирует право каждой кухарки размещать от имени Российской Федерации заказы. И тут мы опять возвращаемся к неконтролируемым тратам и золотым кроватям.
   Кроме того, те лица, которые создавали проект ФКС, были заинтересованы в том, чтобы возродить обязательность обучения (заказчиков). Они возглавляют обучающие центры и получают за это деньги. Обязательное профессиональное обучение предполагает обязательные траты на это обучение, это обязательные многомиллионные статьи в бюджете.
   В: Проект закона предполагает создание системы общественного контроля за исполнением закупок.
   О:
Нельзя профессиональную работу по размещению заказа подменять контролем незарегистрированной общественной организацией, которая непонятно когда будет создана.
   В: Если будет действовать ФКС, то что же будет с электронными площадками?
   О:
Это тоже один из интересов. Хотели отменить результаты отбора площадок. Мы вернемся опять туда, где электронный аукцион необязателен, его можно будет провести на любой домашней, карманной, аффилированной площадке.
   Нет другого механизма, кроме равнодоступного, анонимного, электронного аукциона, чтобы обеспечить добросовестную конкуренцию и побороть откаты.