16.09.2011  ФКС может улучшить ситуацию для бизнеса

   Идея перехода к Федеральной контрактной системе (ФКС) опирается на удачный зарубежный опыт, а декларируемая в законопроекте прозрачность торгов позитивно повлияет на доступ к торгам бизнеса, если эта норма будет действительно работающей, считают опрошенные агентством "ПРАЙМ" эксперты. Признав, что действующая система госзакупок неээфективна, они сошлись во мнении, что ФЗ-94 вынуждает многих закупщиков придумывать всевозможные "схемы", чтобы получить необходимый товар или услугу, а ФКС может стать эффективным механизмом в руках честных заказчиков и исполнителей.
   Минэкономразвития в начале сентября вынесло на общественное обсуждение проект закона о ФКС, которая, по замыслу ведомства, должна придти на смену регламентирующему сейчас систему госзаказа федеральному закону № 94. Последний неоднократно критиковали, в том числе с замечаниями выступал президент РФ Дмитрий Медведев. Реформирование системы госзаказа на основе ФКС может потребовать не менее трех лет, а основной процедурой при закупках должен стать открытый конкурс. Минэкономразвития выразило готовность внести изменения в проект по итогам публичного обсуждения.
   Эксперты согласны с тем, что российская система госзакупок нуждается в изменениях. Ситуация, когда хороший, по сути, закон на практике работал плохо и лишь затруднял нормальное функционирование экономики и бизнеса, достаточно распространенная, рассуждает президент "Деловой России" Александр Галушка.
   "Когда принимали 94-й ФЗ, тоже говорили, что он направлен на увеличение прозрачности и эффективности системы госзакупок. В итоге мы имеем один из самых неудачных законов из действующих ныне в России", - сказал он.
   Если говорить в целом, 94-й закон не позволяет многим госзакупщикам быть гибче, как следствие, падает качество их работы. "Он деморализует госзаказчика, которому приходится придумать обходные пути, дабы получить необходимое", - отметил Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.
   Научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ), руководитель группы "Стратегии-2020" Евгений Ясин констатировал, что "в некоторых случаях на фоне избыточной жесткости закона люди вынуждены искать разного рода приемы, чтобы увернуться".
   "Преобладающая форма покупки – это аукцион и выбор того, кому дают госзаказ, по минимальной цене. Но на самом деле довольно трудно соблюсти все требования. Мы столкнулись с тем, что появляются продавцы, которые предлагают низкую цену, они даже сами не представляют, как в нее уложатся. Потом они приходят к тем, кто предлагал более высокую цену, и говорят, вы делайте, а нам отчислите 10%", - привел он пример.
   По словам члена генсовета "Деловой России", председателя совета директоров межотраслевой торговой системы "Фабрикант.ру" Сергея Габестро, с помощью поправок в 94-й ФЗ ситуацию не изменить. "Действующий закон регламентирует лишь размещение заказа, но не регулирует все сопутствующие отношения с момента возникновения потребности до, скажем, утилизации товара", - сказал он.
   По его мнению, "по факту к госзаказу сейчас допущены лишь специальные компании, которые диктуют условия для всей системы, и у бизнеса просто нет возможности туда влиться".
   Задачи модернизации и инновационного развития экономики РФ выдвинули новую ключевую цель в сфере распределения госзаказов - обеспечение максимально возможного качества исполнения госзаказов, в рамках выделенных государственных средств, напомнил Захаров.
   "Хотели бы отметить, что федеральная контрактная система и Закон № 94-ФЗ не носят взаимоисключающий характер. Проект ФКС как бы поглощает предмет регулирования Закона № 94-ФЗ и расширяет регулируемый круг отношений за счет включения в него положений по вопросам прогнозирования, планирования и контроля исполнения контрактов", - резюмировал он позицию ТПП.
   По мнению Ясина, ФКС поможет сделать всю систему государственных закупок более гибкой и более прозрачной. "Эта система предоставляет закупщикам более широкое поле для маневра, что позволяет им находить решения, в которых можно обойтись без коррупции, без нарушения закона", - отметил он.
   Галушка уверен, что идея ФКС здравая. "Она не высосана из пальца, а продиктована теми реальными проблемами, которые сейчас испытывает российский бизнес, а также удачным зарубежным опытом", - сказал он.
   Другой вопрос – как она будет реализована на практике. Это, наверное, покажет только время, и главное будет зависеть от правоприменительной практики, добавил Галушка.
   Гуриев отметил, что часто госзаказчик "закупает не скрепки, стулья и компьютеры, а высокотехнологичное оборудование, где сложно сделать оптимальный выбор, опираясь лишь на низкую цену, а предложенный проект позволяет это сделать".
   Также Гуриев напомнил, что многие находят слабой антикоррупционную составляющую законопроекта Минэкономразвития.
   "Есть мнение, что проект ФКС не позволяет бороться с коррупцией, но это не совсем так. Документ от Минэкономразвития все равно обеспечивает публичность, важно, как власть будет реагировать на критику со стороны общества. Система такой критики в России худо-бедно действует. Главное, чтобы на нее была реакция и адекватное наказание за злоупотребления. В рамках действующего ФЗ-94 увы, такой реакции нет", - считает он.
   Эксперты сошлись во мнении, что идея ФКС может принести пользу бизнесу, если ее реализация не будет искажена подзаконными актами.
   "Тогда добросовестный бизнес выиграет, а недобросовестный проиграет. Конечно, для этого Минэкономразвития не должно идти на компромиссы, в противном случае все будет как всегда: закон хороший, но фактически не работает", - считает Габестро.
   По словам эксперта, "главное – подзаконные акты, которые, как обычно, регулируют работу закона".
   Если все пойдет удачно, есть надежда на то, что доступ бизнеса к госзаказу упростится, вырастет конкуренция, считает Галушка. "По идее это должно улучшить качество предлагаемых государству товаров и услуг и снизить цены на них. Все это в целом должно благотворно сказаться на российской промышленности и сфере услуг", - подчеркнул он.
   По словам Гуриева, внедрение ФКС должно оказать на экономику в большей степени позитивное влияние, "это будет скорее праздник как для честных чиновников, так для честного бизнеса. Возможно, улучшится качество человеческого капитала в госаппарате, что, по идее, должно повысить качество госуслуг", - добавил он.
   Международный опыт показывает, что государственная контрактная система является неотъемлемой частью управления экономикой, констатирует вице-президент ТПП РФ Александр Захаров. "Национальные контрактные системы успешно используются в ряде развитых стран Европы (Франция, Великобритания), Азии (Сингапур, Тайвань, Саудовская Аравия), Северной Америки (США, Канада). Аналоги контрактной системы используются международными финансовыми организациями, например Всемирным банком и ЕБРР", - отметил он.
   Ясин согласен с мыслью, что идея ФКС во многом "подсмотрена" за рубежом. "В Штатах такая система существует много десятилетий, она демонстрирует свою эффективность", - добавил он.
   Научный руководитель ВШЭ сообщил, что в свое время специально изучал американскую систему с тем, чтобы советский Госснаб преобразовать в ФКС, и сделать это на рыночных началах насколько это было возможно. "Но тогда не вышло, выйдет сейчас. Я согласен с идеей", - резюмировал он.