09.07.2003 Чиновники совершенствуют систему госзакупок: будет ли новая схема удобна для участников рынка? У поставщиков государственных учреждений появился шанс сэкономить на тендерах. Через месяц Минэкономразвития обнародует идею заключения трехлетних контрактов на госпоставки. Участники рынка не сомневаются в удобстве новой схемы, но эксперты опасаются, что она приведет лишь к усилению коррупции. В 2003 г. объем госзакупок составит 834 млрд руб. , или 6,4% ВВП. Эта цифра неуклонно растет: еще в 2001 г. государство закупало продукции на 487 млрд руб. , или 5,4% ВВП. Около 70% от общего объема госзаказа в 2003 г. размещалось на конкурсной основе. Контракты на поставку продукции для госнужд сейчас заключаются не более чем на год. Участники рынка, эксперты и чиновники сходятся в том, что эта система неэффективна. Как отмечает директор департамента стратегического развития ФБК Игорь Николаев, многие проекты, например, в сфере строительства и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. - "Ведомости") "принципиально не могут быть реализованы успешно в течение года, и заключение годовых контрактов здесь совершенно нерационально". "Эта система чрезвычайно удобна чиновникам, живущим на "откат": если компания заплатила лично им меньше, чем обещала, от нее легко избавиться уже через год", - говорит замдиректора одной из российских компаний - победителей конкурса на реализацию программы "Электронная Россия". По мнению вице-премьера Бориса Алешина, поставки по краткосрочным контрактам невыгодны предприятиям из-за высоких издержек, отсутствия понятной перспективы и "постоянного стресса конкурса". "Все это лишает их (такие контракты) всякой привлекательности и удорожает стоимость поставляемой продукции", - говорит вице-премьер. В качестве альтернативы Алешин предлагает заключать контракты на три года. "В течение месяца Минэкономразвития разработает поправки в закон о госзакупках, которые установят трехгодичный срок для заключения договоров, - говорит вице-премьер. - Надеюсь, что в осеннюю или в крайнем случае в весеннюю сессию законопроект поступит в Госдуму". Первый замминистра экономического развития Андрей Шаронов, который отвечает за подготовку поправок, уточнил, что пока определенность есть лишь относительно "возможности (заключения) длительных контрактов по оборонному заказу". Переводить ли других поставщиков на трехлетние договоры, чиновники еще не решили. Предложения Алешина вызвали поддержку в отраслевых министерствах и недоумение в Минфине. "Это эффективный механизм, который реально позволит создавать для предприятий гарантированный сбыт, а значит, привлекать инвестиции в обновление основных фондов промышленности", - считает замминистра путей сообщения Анна Белова. Но ее коллеги из Минфина пока не знают, каким образом увязать с этой идеей принцип ежегодного бюджетного планирования. "Без перехода на долгосрочное бюджетное планирование, которое в нашей стране отсутствует, это не представляется возможным", - заявил "Ведомостям" пресс-секретарь Минфина Юрий Зубарев. Сами поставщики всецело разделяют новые предложения. "Это гораздо удобнее для работы: можно будет договариваться с нашими собственными поставщиками по более низким ценам, вкладывать в производство, не опасаясь того, что на следующий год эти инвестиции станут потерянными деньгами", - говорит генеральный директор ООО "Центр комплектации Север-Юг " (эксклюзивный поставщик овощных консервов для Минобороны) Виктор Коломайцев. Но эксперты предрекают новой системе непростое будущее. "Оперируя трехлетними контрактами, чиновникам будет проще получать свою статусно-административную ренту - тот же "откат", - считает Николаев из ФБК. - Будет проще собрать деньги как бы за три года сразу, не опасаясь того, что тебя уволят и ты потеряешь доходное место". Исполнительный директор Ассоциации содействия развитию системы конкурсных закупок Вадим Лазутин отмечает, что "изменения имеют смысл только при дифференцированном подходе к типам продукции, которая закупается, в зависимости от объема предложения на рынке". |