19.10.2011  Нужна ли новая структура для контроля за госзакупками?

   «На эту структуру опять будут выделены деньги, здания, они начнут обустраиваться за счет народных денег и, в конечном счете, наверное, сразу начнут воровать», – считает председатель «Союза поставщиков госзаказа» Максим Шишкин. Так он отреагировал на предложение создать отдельное агентство по контролю за госзакупками.
   Вчера председатель Счетной палаты России Сергей Степашин предложил создать отдельное агентство по контролю за госзакупками на базе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). «Может быть, я вторгаюсь не в свою сферу деятельности, но давайте подумаем сейчас о создании, как в Штатах, агентства по контролю за закупками. Сделать это на базе Росфиннадзора», – сказал Степашин. Логика чиновника исходит из того, что в Росфиннадзоре работают 7 тысяч хороших специалистов, которые могли бы контролировать данную сферу после вступления в силу закона о федеральной контрактной системе (ФКС).
   Ранее, 11 октября, президент России Дмитрий Медведев поручил правительству в течение месяца подготовить предложения о создании новой структуры или наделении действующих ведомств полномочиями по оценке обоснованности и эффективности государственных закупок.
   Поводом для такого поручения стал тот факт, что сейчас экономическую эффективность госзакупок никто в стране не контролирует, поскольку ни у кого нет таких полномочий.
   «Контроль – это единственное, что может избавить страну от коррупции, - согласен председатель «Союза поставщиков государственного заказа» Максим Шишкин. - Дело даже не в законодательстве. К примеру, в Белоруссии вообще нет закона о тендерах. Есть маленькое постановление президента. Но там есть суровый контроль за расходами каждой копейки из государственной казны».
   Ранее предлагалось передать контроль за госзаказом Федеральной антимонопольной службе, однако, отмечает М.Шишкин, ФАС контролирует только саму процедуру заказа: правильно ли была подготовлена конкурсная документация, количество участников. В законе не прописано, что ФАС должна контролировать госзакупки, и если чиновник объявит тендер на закупку сантехники из золота, то в этом случае ФАС ничем не сможет помешать. «Могущество ФАС несколько преувеличено. Если мы говорим о коррупции и разбазаривании средств, то ФАС здесь ничего не сможет сделать» - считает он.
   По мнению эксперта, контролировать расходование денежных средств должно Министерство финансов, поскольку оно выдает деньги госзаказчикам. «Если чиновник вместо автомобиля «Волга» за 300 тысяч рублей купил иномарку за 3 млн рублей, то тут должен вмешаться Минфин и взыскать по всей строгости закона», - заявил он.
   «Сложилась парадоксальная ситуация, ведь законы о контроле довольно суровые и серьезные, - отмечает М.Шишкин. - У нас есть, к примеру, статьи УК, предусматривающие до 5 лет лишения свободы за ограничение конкуренции на торгах. Но у нас такие нарушения происходят в день по 10 штук. Если бы закон работал, то у нас чиновники давно бы сидели, как в Белоруссии. Там все просто: если там чиновник украл 300 долларов, то он сразу сядет в тюрьму».
   Новый контролирующий орган попросту не нужен, полагает эксперт. «У нас много контролирующих органов – контрольно-ревизионное управление Минфина, Счетная палата, управление МВД по экономическим преступлениям. Надо просто заставить работать ту схему, которая есть. Если бы вся схема работала, то чиновники получали бы по три пожизненных срока при нарушении процедуры госзакупок», - считает он.
   В случае создания нового органа мы идем по пути размножения чиновничьих структур, отметил М.Шишкин. «На эту структуру опять будут выделены деньги, здания, они начнут обустраиваться за счет народных денег и, в конечном счете, наверное, сразу начнут воровать», - прогнозирует эксперт.
   По его мнению, России нужно очень небольшое количество контролирующих ведомств, но при этом они должны быть предельно честными. «Чтобы коррупция исчезла, достаточно двух звонков президента: один – в контрольно-счетную палату, второй – в МВД. Президент должен сказать: «Начинайте контролировать госзаказ». И все. Сейчас контролем никто не занимается», - считает М.Шишкин. «В настоящее время, если деньги украдены, никто за это не отвечает», - отметил он.
   «Чиновник объявляет безумно дорогой конкурс, где сумма сметы в три раза превышает реальные цены, - приводит он пример. - Чиновник делает так, чтобы выиграл свой человек, поскольку остальных он просто не допускает к конкурсу. Естественно, оставшиеся 2/3 суммы он забирает себе. Контролирующие органы пишут письма проворовавшемуся чиновнику. В течение двух-трех недель идет активная переписка, потом энтузиазм иссякает – и все. Этим все и закончится. Потом чиновник скажет: «Ой, у меня тут такая проблема была. Три недели мы отписывались от прокуратуры и, конечно же, отписались». Эту фразу произносят тысячи чиновников в нашей стране. Никто реально к нему не придет и не возбудит уголовное дело, и тем более не посадит».