26.10.2011  Сможет ли реформа системы госзакупок побороть коррупцию

   Большинство экспертов, которые так или иначе соприкасаются с системой торгов, считают, что менять в законодательстве о госзакупках на самом деле ничего не нужно - там есть все необходимое для борьбы с коррупцией.
   На сегодняшний день госзакупки регулируются федеральным законом № 94. Основной целью закона были снижение стоимости госзакупок и экономия бюджетных средств. Однако практика применения закона довольно быстро выявила его несовершенство, поэтому с момента его выпуска в документ было внесено более 20 пакетов поправок. Экономического эффекта все же удалось достичь: так, за все время действия закона удалось сэкономить более 1 трлн рублей бюджетных средств.
   Тем не менее эксперты указывают на проблемы закона. Так, по мнению Минэкономразвития, основной грех закона заключается в том, что в тендерах выигрывают те компании, которые предложат минимальную цену, при этом на качество предоставляемых услуг и товаров никто не обращает внимания. Зачастую заказчики создают неконкурентные условия, чтобы провести «своих» подрядчиков. В итоге закон, призванный изначально бороться с коррупцией, приводит к совершенно противоположным результатам.
   Президент России Дмитрий Медведев в ноябре 2010 года раскритиковал действующий закон о госзакупках и поручил разработать его новую редакцию. Выполняя требование президента, Федеральная антимонопольная служба предложила не создавать новый закон, а внести корректировки в нынешний 94-й ФЗ. В феврале ФАС представила новую концепцию изменений в существующий закон.
   Одновременно в начале марта Минэкономразвития выступило с революционным предложением вообще отказаться от 94-го ФЗ, опубликовав концепцию проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе (ФКС)». Однако концепция, предложенная МЭР, оказалась довольно сырой. Ближе к осени МЭР представило общественности новый вариант проекта закона о ФКС. Уже 11 октября президент России Дмитрий Медведев поручил завершить работу над законом о ФКС как можно быстрее и внести его в правительство до начала ноября текущего года.
   В своем проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа» ФАС предлагает централизовать функции по размещению заказов. Должны быть созданы специальные ведомства, отвечающие за планирование госзаказа, проверку обоснованности начальной цены контракта, формирование техзаданий и так далее. Кроме того, ФАС предлагает законодательно ограничить закупки чиновниками товаров «премиум-класса», особенно это касается покупки иномарок.
   ФАС продумала и схему гарантий от мошенничества. Ведомство предлагает ввести финансовое обеспечение для всех контрактов стоимостью свыше 10 млн рублей. Причем предлагается увеличивать размер обеспечения контракта в 1,5 раза, если его цена на аукционе падает более чем на 30%. Контроль за исполнением заказа должна выполнять приемочная комиссия, сформированная самим же заказчиком. Кроме того, предлагается ввести упрощенную процедуру расторжения контрактов в течение 10 дней вместо действующей судебной процедуры.
   Однако Минэкономразвития вместе со Счетной палатой считают, что реанимировать старый закон не нужно. Главная претензия сводится к тому, что половина заказов размещается на внеконкурсной основе, «что свидетельствует об исчерпании антикоррупционного потенциала текущего нормативного правого регулирования в области государственных закупок», говорится в пояснительной записке к законопроекту.
   По мнению замглавы Минэкономразвития Алексея Лихачева, фактором действия ФЗ-94 является нарушение заказчиками процедуры проведения аукционов. Так, многие компании жалуются на то, что заказчики ставят заведомо невыполнимые условия.
   В коррупционности существующей системы госзакупок не сомневается и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. «Система госзакупок сейчас является коррупционной, несмотря на все предпринятые меры, ее надо менять, – говорит эксперт. – В частности, я поддерживаю необходимость ограничения закупок роскоши и строительства прозрачной системы госзакупок».
   По его словам, в законе неясно прописана ответственность должностных лиц, которые согласовывают госзакупки товаров и услуг. Чтобы выстроить прозрачную систему госзакупок, необходимо ввести многоуровневую ответственность должностных лиц по всей чиновничьей лестнице вплоть до заместителей министров, считает Кабанов.
   Заменить действующую систему госзакупок Минэкономразвития предлагает федеральной контрактной системой (ФКС). Ее ключевым отличием от действующего порядка является создание сквозного цикла организации закупок, который делится на четыре этапа: планирование, размещение, исполнение и приемка.
   Минэкономразвития также предлагает ввести новые способы размещения заказов. Так, заказчик может использовать восемь способов размещения заказа: электронный аукцион, электронный аукцион с предквалификацией, открытый одноэтапный конкурс, открытый одноэтапный конкурс с предварительным квалификационным отбором, открытый двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый двухэтапный конкурс, конкурентные переговоры.
   Продуман и антидемпинговый механизм. Так, предлагается отменять аукционы, если цена на них опускается ниже стартовой на 25%. Законопроект также устанавливает право одностороннего изменения и расторжения контракта как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Новацией также считается введение общественного контроля над всем циклом госзакупок.
   Кроме того, Минэкономразвития предлагает создать при ведомствах специальные контрактные службы, которые будут готовить планы-графики, документацию, размещать эту информацию на специальном ресурсе в Интернете.
   Участники рынка выступают против изменения существующей системы и не поддерживают предложения Минэкономразвития по внедрению системы ФКС. К примеру, юрист и известный блогер, автор проекта «РосПил» Алексей Навальный жестко критикует инициативу МЭР. «Эта ФКС – вольно или невольно федеральная коррупционная система, – заявил Навальный. – Базовый пункт этой концепции – отменить 94-й ФЗ. Да, он неидеальный – его надо править».
   Как считает председатель «Союза поставщиков государственного заказа» Максим Шишкин, все то, что необходимо для правильного госзаказа, уже сейчас есть в стране. Однако он указывает на недостаток существующего закона: отсутствие контроля.
   По его словам, ФАС следит только за правильностью проведения процедуры, но никакие санкции против нарушителей предъявить не может. «Улучшить положение с госзакупками можно двумя звонками президента в Счетную палату и в прокуратуру. Президент должен сказать: «Господа, начинайте контролировать госзаказ». Сейчас существует взаимное нарушение. Поставщик может поставить некачественную продукцию, заплатив небольшую взятку чиновнику. При этом все акты о приемке будут подписаны», – комментирует Шишкин.
   Резкой критике предложения МЭР подверг генеральный директор ГУП «Агентство по госзаказу РТ» Яков Геллер. «Система ФКС, которая декларируется, разрешает и даже, более того, обязывает менять условия по ходу исполнения контракта. Если буквально читать то, что предлагает МЭР, то можно в любой момент после проведения аукциона изменить условия торгов», – говорит эксперт. Яков Геллер предупреждает, что если будет введена система ФКС, то «мы вернемся опять туда, где электронный аукцион необязателен, его можно будет провести на любой домашней, карманной, аффилированной площадке».