16.07.2003  Власти Германии поделились с москвичами опытом строительства автобанов

   Автомобильная держава, родина BMW, Mercedes и Porsche, вынуждена искать новые источники средств на строительство и содержание магистралей. Своим опытом немцы поделились с российскими и московскими дорожниками.
   31 августа власти Германии меняют систему сбора платы с тяжелых грузовиков (полной массой свыше 12 тонн) за проезд по автобанам. С 1995 года проезд грузовиков по территории шести стран Евросоюза - Германии, Голландии, Бельгии, Дании, Швеции и Люксембурга уже и так был платным: хозяева должны были покупать годовой пропуск за 1250 евро, так называемую евровиньетку. Но осенью Германия выходит из действующего соглашения и начинает покилометровый расчет оплаты за свои скоростные дороги с использованием системы Toll Collect.
   Система сбора пошлин за дороги разработана без прямых государственных вливаний. Парламент страны принял закон, после чего на тендер выставили разработку, внедрение и обслуживание новой системы сбора пошлин. Подряд выиграл консорциум Toll Collect, образованный Daimler Chrysler (45%), Deutsche Telecom (45%) и французской Cofiroute (10%). Как пояснила "Известиям" представитель Daimler Chrysler по Центральной и Восточной Европе Марита Мюллер, немецкое правительство рассчитывает ежегодно получать 2,8 млрд евро дорожных пошлин с тяжелых грузовиков ("евровиньетки" приносили 600-800 млн евро). Примерно 600 млн евро будет получать оператор системы, благодаря чему погасит расходы на создание системы. Оставшиеся же деньги не просто поступят в бюджет страны, а будут направляться исключительно на дорожное строительство и развитие транспортной инфраструктуры.
   С весны этого года международным и внутренним перевозчикам предлагается бесплатно зарегистрироваться в системе и установить в машине специальное устройство размером со стандартную автомагнитолу - оплатить придется только установку. Система слежения, построенная на спутниковых и сотовых GSM-технологиях, будет "засекать" такие грузовики при выходе на автобан и отсчитывать их пробег до съезда на второстепенную дорогу. После чего будут выставляться счета - от 10 до 17 евроцентов за километр. Тариф зависит от количества мостов грузовика и экологических параметров двигателя - чем меньше нагрузка на дорогу и окружающую среду, тем ниже плата. При этом в "магнитоле" предусмотрено отключение слежения, если тягач вышел без прицепа или загруженным менее 12 тонн.
   Водители "непомеченных" грузовиков должны заплатить заранее - через Интернет или на одном из 3,5 тысячи терминалов на границах страны и АЗС. Естественно, дотошные немцы заранее подумали о системе контроля. На автобанах построены 300 наблюдательных эстакад с фоторегистраторами, распознающими номер машины и сверяющими данные об оплате с центральным компьютером. Еще три сотни компьютеризованных автомобилей Федерального ведомства по грузовым автомобильным перевозкам будут круглосуточно разъезжать по автобанам, сверяя грузовики с базой. Максимальный штраф, на который может нарваться нарушитель, - 20 тысяч евро.
   Понятно, что даже в самой Германии немногие обрадовались повышению дорожных сборов. Местные дальнобойщики уже пообещали властям акции протеста.
   Мы прекрасно понимаем, что нельзя сделать все сразу и хорошо, - говорят в Toll Collect. - Обязательно придется что-то подправить. Поэтому уже сейчас мы с удовольствием выслушаем любые претензии к новой системе и предложения будущих пользователей.
   Опыт немецких дорожников в цивилизованном отборе средств на транспортную инфраструктуру, к тому же с явным акцентом на экологию, со временем может пригодиться и московским властям, регулярно объявляющим о планах введения различных платных и бесплатных ограничений для транспорта. Конечно, сейчас в России нет ни законов, позволяющих собирать деньги с тех же грузовиков, ни достаточно протяженных участков платных дорог, на которых имело бы смысл выстраивать дорогостоящие, но удобные людям системы сбора платы за проезд. Но, возможно, уже совсем скоро жизнь и автомобильные пробки заставят и российские, и городские власти искать "дополнительные источники финансирования" на основе опыта "цивилизованной Европы".