10.11.2011  Ульяновская область: спецалисты обсудили определение начальной цены госконтракта

   Управлением ФАС, Ульяновской ТПП и областным Министерством экономики был организован «круглый стол». На обсуждение были вынесены проблемные вопросы, связанные с определением начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
   Основную проблему обозначил руководитель Управления ФАС Геннадий Спирчагов. Он отметил, что законодательная норма, устанавливающая порядок определения начальной цены контракта, вступила в силу 21.04.2011 г., но, тем не менее, до сих пор выявляются нарушения в практике исполнения заказчиками требований законодательства. Поэтому обсуждение этой темы в режиме диалога между заказчиками, контролирующими органами и структурой, представляющей предпринимательство, полезно для всех участников процесса исполнения госзаказа.
   Характеристику способов обоснования начальной цены контракта дала Инга Погорелова, директор областного департамента госзакупок. Она отметила, что существуют сложности при определении цены, в частности, это касается сферы услуг и строительства. Ее поддержали представители областных департаментов социальной сферы. Заместитель министра образования Ульяновской области Ирина Балашова и начальник отдела госзакупок министерства здравоохранения Елена Тимонина отметили, что специалистов, владеющих методиками определения цены при формировании контракта, в департаментах, не связанных с профилем госзаказа, нет. Поэтому помощь экспертных организаций в этой работе необходима. Определенный опыт взаимодействия министерств с Ульяновской ТПП, предоставляющей экспертные услуги, существует. Но проблема - в финансировании услуг экспертов и в оперативности исполнении заявок.
   В продолжение темы президент палаты Евгений Баландин отметил, что заказчики и контролирующие органы должны обращать внимание не только на завышенную начальную цену контракта, но и на демпинговые цены, которые предлагают некоторые экспертные организации. К сожалению, качество исполнения услуг такими фирмами зачастую оказывается низким. В частности, это касается аудиторских проверок. Практика показывает, что в процессе торгов на проведение аудита цены падают в два-три раза. А между тем качественно выполнить аудиторскую проверку могут только высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы. Но, поскольку их услуги должны соответственно оплачиваться, одни госзаказчики экономят при проведении аудита, не осознавая, что в итоге получат искаженную информацию о состоянии дел в своей фирме. Другие, недобросовестные заказчики, намеренно идут на проведение фиктивной аудиторской проверки. И тем, и другим в дальнейшем это грозит уплатой больших штрафов по результатам налоговых проверок их деятельности. Некачественный аудит способствует самообману руководителей и учредителей фирм, обману государства, поскольку искаженная отчетная информация, предоставленная руководством проверяемых субъектов, скрывает как внутрифирменные проблемы, так и реально существующие нарушения законодательства.
   Поэтому, формируя документацию на проведение аукционных конкурсов, необходимо не только обращать внимание на начальную цену, но и на качество услуг, оказываемых поставщиками. Однако 94-й ФЗ не позволяет отдавать преимущество качеству, если цена превышает минимальную. И в этом - существенный недостаток этого закона.
   О необходимости проведения независимой экспертизы по определению максимальной и минимальной цены контракта говорили вице-президент палаты Димитрий Кумунджиев и гендиректор ООО «Биржевые технологии Поволжья» Василий Корнев. Поскольку при планировании закупок необходимо знать ценовой коридор контракта, иметь аналитику спроса и предложения, а также прогноз развития рынка, они предложили использовать возможности Ульяновской ТПП как экспертного учреждения. Используя независимую экспертную информацию, заказчик может сравнить ценовые предложения поставщиков и получить своего рода «дополнительную страховку» добросовестности претендентов на исполнение контракта.
   Еще об одной проблеме было заявлено участниками – отсутствии критериев исполнения госзаказа. Субъективное мнение заказчиков контракта, как правило, не являющихся профессиональными оценщиками, на сегодняшний день – единственный критерий исполнения контракта.
   Подводя итоги, присутствовавшие пришли к мнению, что организация эффективной системы размещения бюджетного заказа возможна исключительно на основе постоянного диалога между федеральными, региональными, муниципальными органами власти и представителями бизнес-сообщества, некоммерческих организаций, а подобные встречи позволяют не только обсудить правоприменительную практику, складывающуюся в сфере государственного и муниципального заказа, но и найти пути решения возникающих проблем, сообщает пресс-служба Ульяновской ТПП.