25.01.2012 Поправки в законопроект о ФКС упрощают процедуры для мелких заказчиков Законопроект о федеральной контрактной системе решено дополнить новациями по упрощению закупок для муниципалитетов и небольших заказчиков – бюджетных учреждений. Об этом сообщила глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина, выступая 24 января на совещании в Совете Федерации. Э.Набиуллина отметила, что министерство осуществляет доработку законопроекта с учетом поступающих новых замечаний, в том числе от регионов и общественных организаций. По итогам обсуждений законопроекта решено дополнить его следующими положениями: - повысить сумму, на которую возможно совершение прямых закупок (без проведения торгов) со 100 тыс. рублей до 200 тыс. рублей, но при этом общий объем таких закупок не должен превышать 5% от общего годового объема; - небольшим заказчикам (сельским поселениям, бюджетным учреждениям в сельских поселениях) разрешить прямые закупки на сумму до 200 тыс. рублей без дополнительных ограничений, в том числе, без ограничений от общего объема закупок; - уточнить нормы, связанные с созданием контрактной службы, таким образом, чтобы дать возможность заказчикам с небольшими объемами заказа и небольшой штатной численностью (детские сады, школы и т.п.) не создавать контрактную службу. При этом заказчик сам должен определить лицо, которое будет отвечать за качество исполнения контракта; - предусмотреть переходные положения для отдельных видов заказчиков, в первую очередь заказчиков муниципального уровня, для того, чтобы они могли адаптироваться к новым условиям регулирования, в том числе по процедурам прогнозирования, планирования и отчетности. Э.Набиуллина также сообщила, что в законопроекте о ФКС перечень способов закупок расширен таким образом, чтобы для каждой закупочной ситуации могла быть определена оптимальная процедура. «Так, для типовой продукции мы упростили процедуру электронного аукциона, для заказов высокосложной продукции ввели конкурс с предварительным квалификационным отбором, для науки и культуры - двухэтапный конкурс, когда на первом этапе обсуждаются только творческие подходы участников», - пояснила министр. Она также отметила, что для снижения риска неисполнения контрактов в законопроекте вводится антидемпинговая граница – при снижении стоимости более, чем на 25% исполнитель обязан обосновать свое предложение, иначе его предложение отклоняется. На стадии исполнения контрактов у заказчика появилась возможность в случае неисполнения обязательств поставщиком в одностороннем порядке расторгнуть контракт. Раньше это было возможно только по решению суда. «Судебная процедура была слишком длинной для цикла госзаказа и, по сути, не работала», - пояснила Э.Набиуллина. Для снижения рисков, связанных с объективной невозможностью исполнить первоначальные условия договора, введена возможность изменения условий контракта. Глава МЭР также отметила, что, согласно, законопроекту о ФКС, крупные заказчики обязаны создавать контрактные службы, т.е. профессиональные подразделения, сотрудники которых наделены необходимыми полномочиями. «Мы уверены, что управление результатом - это цель работы заказчика, человека, принимающего решения, а не автоматизированной процедуры», - цитирует слова Э.Набиуллиной пресс-служба Кроме того, по ее словам, в законопроекте о ФКС предусмотрены инструменты усиления общественного контроля. «Мы планируем ввести в законопроект поправки, дающие возможность общественным организациям подавать иски в защиту неопределенного круга лиц», - сказала министр. Э.Набиуллина также сообщила, что к моменту запуска ФКС будут разработаны методики определения начальной цены контрактов, типовые контракты и конкурсные документации. Она подчеркнула, что закон о ФКС предусматривает переходный период для того, чтобы экономические субъекты могли адаптироваться к новым правилам. Критикуя действующий ФЗ-94, Э.Набиуллина отметила, что заложенные в нем механизмы «привели не только к низкой эффективности государственных закупок, но и к низкому качеству конкурентной среды». По ее словам, статистика прошлого года показывает, что: не состоялись 64,1% всех аукционов, 57% конкурсов; 59% закупочного бюджета составили закупки у единственного поставщика, то есть без проведения торгов. «Корень проблем в том, что нынешнее законодательство отвечает только на вопрос, как закупать, как отбирать поставщиков, но не отвечает на вопросы, зачем мы совершаем конкретную закупку и какой результат хотим получить», - считает глава МЭР. В результате, по ее словам, «на практике мы имеем, с одной стороны, абсолютно не оправданные покупки чиновниками предметов роскоши, а с другой стороны - дешевое питание в детских садах, некачественные медикаменты и оборудование в больницах, отвратительное качество дорог через несколько месяцев после проведенного ремонта». |