07.03.2012  В Госдуму внесен законопроект «О государственном оборонном заказе»

   В Государственную Думу внесен правительственный законопроект «О государственном оборонном заказе». Цель законопроекта – «разрулить» конфликт интересов, возникший между оборонной промышленностью и Минобороны по вопросу о ценах на военную продукцию, а также усилить ответственность за неисполнение гособоронзаказа.
   Ново-старый законопроект, подписанный еще два года назад тогдашним вице-премьером Сергеем Ивановым, долгое время не рассматривался, поскольку не устраивал ни военную промышленность, ни Министерство обороны России. Ситуация изменилась, когда в рамках программы модернизации армии, на которую до 2020 года планируется потратить свыше 20 трлн руб., в оборонный комплекс хлынули денежные потоки. Оказалось, что система гособоронзаказа буксует. Военные недовольны высокими ценами, выставляемыми предприятиями, промышленники пеняют на военных упрекают их в «завышенных» требованиях к технике и увлечением «иностранщиной», в частности закупкой импортной бронетехники вместо отечественной.
   Своего апогея конфликт достиг под конец прошлого года, когда улаживать ссору и подписывать контракты на самую дорогую часть гособоронзаказа – морские вооружения – пришлось лично главе государства и премьер-министру. Отражением всех этих разногласий, возникших на почве «гонки вооружений» стоимостью в триллионы рублей, и явился новый законопроект.
   Наиболее крупным нововведением станет предложенное Путиным установление предельного уровня прибыли для исполнителей оборонных заказов. Сейчас многие фирмы-посредники, обслуживающие оборонные предприятия и, как правило, созданные самими директорами, получают сверхприбыли за счет завышения цен на предоставляемые услуги и продукцию. В результате боевая техника, которую закупает Минобороны, приобретается, по мнению военного ведомства, «по диким ценам». Согласно новому законопроекту, теперь таким завышениям будет поставлен верхний предел, цены станет устанавливать государство, а сам гособоронзаказ будет планироваться на несколько лет вперед.
   Одновременно сделана уступка и промышленникам. Предприятиям дается свобода выбирать исполнителей работ по своему усмотрению, а не тех, кого назначает Минобороны, как сейчас.
   Нововведением является и то, что контроль за ценообразованием на продукцию оборонного заказа теперь будет осуществлять ФАС.
   Усиливается также ответственность исполнителей по гособоронзаказу. В частности, предусмотрено введение новой статьи за нарушение требований при изготовлении и поставке продукции. Должностным лицам за халатность грозит штраф до 50 тыс. руб., юридическим – до 1 млн руб. В случае несвоевременной и некачественной поставки, то есть фактически срыва сроков исполнения гособоронзаказа, размер штрафов установлен до 5% за факт срыва и 0,1% за каждый день просрочки от стоимости контракта.
   Вместе с тем, как сказал аналитик инвестиционной компании Кирилл Маркин, срыв оборонного заказа часто происходит из-за несвоевременной оплаты заказов самим Минобороны, а именно в связи с неравномерными или же недостаточными выплатами авансовых платежей. Предлагаемый законопроект должен помочь в урегулировании спорных моментов между заказчиком и исполнителем.
   С другой стороны, повышение прозрачности военных закупок и усиление общественного контроля так и осталось лишь пожеланием.