13.08.2003  Продается югославский слон

   Уже в конце августа крупная белградская бензоторговая компания Beopetrol сменит хозяина. На покупку претендуют «ЛУКойл» и венгерская MOL.
   Сербское агентство приватизации объявило сегодня о завершении приема заявок на участие в тендере по продаже 79,53% акций компании Beopetrol, контролирующей около 20% всех продаж бензина и дизельного топлива на территории Сербии. По меркам Балкан, компания довольно крупная – сама себя она характеризует как «слона, на которого вы можете положиться».
   Первоначально подвести итоги предполагалось еще 28 июля, но затем срок приема документов был продлен. Несмотря на перенос сроков, единственными претендентами на Beopetrol так и остались «ЛУКойл» и венгерская MOL.
   Заявка греческой компании Hellenic Petroleum, уже контролирующей черногорскую сеть АЗС компании Yugopetrol, была отклонена как недостаточно конкретная. Словенская же Petrol, первоначально поддерживавшая MOL, отказалась от борьбы. Таким образом, в борьбе за Beopetrol предстоит сойтись именно российской и венгерской компаниям.
   За пятую часть сербского бензинового рынка им придется заплатить немало. Номинальная стоимость выставляемых на торги акций Beopetrol составляет около $3,5 млн, однако чиновники Агентства приватизации рассчитывают получить за них не менее ?100 млн. Да и в дальнейшем новому владельцу Beopetrol придется делиться доходами с государством. По действующим в Сербии законам, ввоз в страну нефтепродуктов ограничен, а вся ввозимая сырая нефть должна перерабатываться на НПЗ Сербской нефтяной компании.
   Условиям, предъявленным правительством Сербии (пятилетний опыт работы на рынке нефтепродуктов, не менее 300 собственных станций и т. п.), формально соответствуют обе компании. Однако опыта успешного расширения собственной сети в Европе у MOL существенно больше. За последние два года компания взяла под свой контроль словацкую Slovnaft, переиграла конкурентов (в том числе «Роснефть») в борьбе за блокирующий пакет хорватской Ina, выкупила сеть АЗС румынского подразделения Shell. А заодно обеспечила свои НПЗ нефтью, договорившись с ЮКОСом о поставках в течение ближайших лет 72 млн тонн нефти и создании совместного предприятия.
   «ЛУКойлу» же ни одно из начатых в Европе дел довести за это время до конца не удалось. Борьбу за Rafineria Gdanska компания проиграла, продававшаяся BP сеть АЗС в Германии ей не досталась, в число акционеров Hellenic Petroleum войти не удалось.
   Зато в Сербии к России традиционно относятся лучше, чем в Германии или Греции, так что продажа Beopetrol дает «ЛУКойлу» определенный шанс реабилитироваться за прошлые неудачи, хотя чуть больше двухсот АЗС, принадлежащих Beopetrol, – это, конечно, не полторы тысячи заправок Hellenic Petroleum. Что же касается MOL, то она продолжит экспансию в Восточной Европе в любом случае: следующим объектом станет румынская Petrom, приватизацию которой власти намерены начать в 2004 году.