01.11.2012  Башкортостан: законопроект о ФКС нацелен на эффективное расходование средств

   
   Действующий федеральный закон №94-ФЗ исчерпал свои возможности, считает президент Башкортостана Рустэм Хамитов. Об этом он заявил в среду, 31 октября на Всероссийской научно-практической конференции «Федеральная контрактная система — основа развития конкурентной России», отметив при этом, что «принципиально важно, чтобы экономические процессы в республике протекали прозрачно, чтобы на всех уровнях управленческой системы велась честная и добросовестная работа».
   "Основная цель федерального закона №94-ФЗ — экономия бюджетных средств любой ценой – оказалась идеологически ошибочной. Это все равно, что принимать на работу человека по уровню зарплаты, которую он предъявляет. Нельзя определять контрагентов только по ценовому критерию, — высказал уверенность президент Башкортостана. — От этого страдает качество рыночных процессов, снижается результативность исполнения договорных обязательств, не достигается основная цель контрактных отношений".
   По мнению главы республики, действующие сейчас механизмы создают серьезные сложности добросовестным предпринимателям, ориентированным на рынок государственных закупок. Разворачивают этих людей в корпоративный сектор, где бизнес уже давно применяет более эффективные инструменты управления закупочной деятельностью. Важно, что в такой конкурентной борьбе проигрывают не только предприниматели, но и государство в целом.
   "Сегодня необходимо работать, ориентируясь не на формальный отчет о проведении закупок или освоении сумм бюджетных средств, а на конечный результат, обеспечивая персональную ответственность, максимальную отдачу от каждого бюджетного рубля. Поэтому многие регионы, включая Башкортостан, поддержали инициативу Министерства экономического развития страны, Счетной палаты России о создании федеральной контрактной системы. Накопленный в регионах опыт имеет огромную ценность. Уверен, что наш всероссийский форум станет авторитетной дискуссионной площадкой при формировании контрактной системы", — подчеркнул на конференции по обсуждению федеральной контрактой системы (ФКС) Рустэм Хамитов.
   В свою очередь, как отметил на брифинге председатель Счетной палаты России Сергей Степашин, находящийся сейчас на рассмотрении в Госдуме законопроект о федеральной контрактной системе направлен, главным образом, на то, чтобы было «больше эффективного расходования средств и меньше всего коррупционных проявлений».
   "Мы ежегодно теряли в госзакупках до 1 триллиона рублей – это 1/14 часть консолидированного бюджета нашей страны. Это недопустимо. Ко второму чтению этого законопроекта нами внесены очень серьезные поправки и замечания. Юридически пока еще он исполнен, мягко говоря, сыровато, но это не от хорошей жизни. Президент России рискнул «продавить» его в первом чтении с тем, чтобы он начал свое движение в Госдуме. Сейчас предстоит очень большая работа. Я очень рассчитываю, что и региональные депутаты, и сенаторы к ней подключатся", — сообщил журналистам Сергей Степашин.
   Председателя Счетной палаты страны поддержал президент Башкортостана, подчеркнувший на встрече с журналистами, что благодаря общим усилиям в результате должен появиться «нормальный, работоспособный закон». В случае его принятия он заработает в течение ближайших трех-пяти лет.
   "Я очень рассчитываю, что в Башкирии он заработает быстрее, поэтому мы и хотим начать здесь пилотную реализацию федеральной контрактной системы. Давайте возьмем несколько регионов, посмотрим плюсы и минусы, не вываливая все это на всю страну. Руководство Башкортостана решилось по-настоящему на прорывной пилотный проект. Здесь начато формирование результативных норм и правил, которые аккумулируют лучшие практики управления в условиях интеграции всех систем стратегического управления – контрактации, бюджетного программирования", — сказал Сергей Степашин.
   Напомним, ФКС устанавливает правила планирования закупок, вводит требование обязательного обоснования существенных закупочных решений и отчетности по итогам их реализации. Кроме того, расширяется перечень способов закупок, а также устанавливается возможность осуществить предварительный отбор среди участников закупок.
   Важно и то, что отменена номенклатура, и есть только два ограничения по запросу котировок и приобретению за наличный расчет – это объем единичной закупки и процент от общего объема за год.
   В законопроекте также установлены условия, при которых стороны имеют право расторгать контракт при его несоблюдении. Кроме того, введены противодемпинговые процедуры и прописаны требования по нормированию закупок. Появляется, но очень осторожно, структура цены.
   И это далеко не полный перечень новаций. Но главное преимущество ФКС – системность, комплексный взгляд на закупки как на самый результативный способ обеспечения государственных и общественных нужд, достижения баланса интересов общества, государства и бизнеса.