01.09.2013 Дагестан: госзакупки будут проводиться по новому принципу С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменит Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Закон о контрактной системе предусматривает принципиально иной подход к регламентации и функционированию системы государственных и муниципальных закупок. Новый закон предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая прогнозирование и планирование, осуществление закупочных процедур, исполнение контрактов, аудит и контроль полученных результатов. Он коснется как государственных и муниципальных заказчиков, так и поставщиков и повлияет на всю инфраструктуру, обслуживающую систему закупок. Как считают в минэкономики республики, внедрение закона о контрактной системе приведет к резкому увеличению числа торгов – конкурсов и аукционов, в связи с ограничениями на проведение запросов котировок и закупок у единственного источника. Для заказчиков это обернется значительно большими затратами на организацию процесса закупок, включая трудозатраты и издержки на делопроизводство. Так, если раньше заказчики обосновывали только начальную (максимальную) цену каждой закупки, то теперь необходимо будет обосновать еще и объект закупки, способ закупки и требования к участникам закупки. Для реализации указанных функций, по общему правилу, каждый заказчик должен создать контрактную службу. Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн рублей, Закон дает право вместо создания контрактной службы назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта, – контрактного управляющего. К функциям и полномочиям контрактных управляющих и контрактных служб будет относиться обслуживание всего цикла закупок – от планирования до приемки товаров, работ, услуг по выполненным контрактам. Другое новшество: для легитимности функционирования конкурсной, аукционной или единой комиссии каждого заказчика в ее составе должны быть специалисты, прошедшие профессиональную подготовку или повышение квалификации в сфере закупок. Для этого всем специалистам, занятым в сфере закупок, необходимо пройти соответствующее профессиональное обучение в течение текущего года или предусмотреть расходы на эти цели на следующий год. Кроме того, основной тенденцией закона о контрактной системе в отношении заказчиков является уклон в сторону централизации закупок. Речь может идти как о ведомственной централизации (например, районные больницы не закупают лекарства сами, за них и для них это может сделать минздрав РД), о территориальной централизации (муниципальные образования могут передать свои закупки на уровень Республики Дагестан), а также о предметной централизации (например, один орган исполнительной власти будет централизовано приобретать какую-то конкретную специализированную продукцию сразу для нескольких или даже для всех заказчиков). С одной стороны, для заказчиков обозначена масса новых обязанностей, а с другой – установлено, что до 1 января 2016 года заказчик должен определиться по способам централизации: если рядовым заказчикам будет слишком тяжело справляться с требованиями Закона о контрактной системе, то их закупки следует централизовать в едином закупающем органе. Согласно новому закону также существенно изменится практика закупок бюджетных учреждений. Они получат право использовать два режима закупок. Закупки за счет средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий будут осуществляться по нормам Закона о контрактной системе, а закупки за счет самостоятельно заработанных средств – по нормам Федерального закон № 223-ФЗ. Важное место в законе уделено субъектам малого предпринимательства и преференциям учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов. В республике поддержке этих категорий предприятий и учреждений уделяется особое внимание. В соответствии с требованиями нового закона заказчики будут обязаны предоставлять 15-процентную ценовую преференцию учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов. Ранее такие преференции были правом, а не обязанностью заказчика и устанавливались крайне редко. По поддержке субъектов малого предпринимательства теперь верхняя планка объема закупок, проводимых для них, не определена. Это означает, что заказчик по закону может каждую процедуру закупки объявлять с условием, что участвовать в ней могут только субъекты малого предпринимательства, а это фактически ставит вне игры унитарные предприятия, бюджетные учреждения и крупные организации, в том числе организации с долей государственного и муниципального капитала. |