15.09.2003  Белгородская область участвует в эксперименте по реформированию ЖКХ

   Главы городов Губкин, Старый Оскол и Белгород принимают участие в эксперименте по реформированию системы ЖКХ. Об этом шла речь на пресс-конференции, которую давали представители коммунальных ведомств.
   На вопросы журналистов, посвящённых этой теме, отвечал Колодезный Валентин Алексеевич, председатель региональной энергетической комиссии.
   Впервые, спустя 13-14 лет после того как перестала работать система Госплана, правительство Российской Федерации возобновило работу над нормативами, по которым должны предоставлятьcя коммунальные услуги населению. Сейчас в соответствии с этими нормативами затраты коммунальщиков должны составлять 19,4 рублей на один квадратный метр. Население при этом оплачивает, опять же в соответствии с законом, 90 %, т.е 17,5 рублей за один квадратный метр. При этом сумма оплаты коммунальных услуг не должна превышать 22% от совокупного дохода семьи. Сейчас в правительстве идёт работа над бюджетом 2004 года, в том числе рассматриваются бизнес-планы всех организаций, задействованных в системе коммунального хозяйства.
   Всё это делается для того, чтобы утвердить тарифы и установить границы повышения оплаты за коммунальные услуги. В разных ведомствах эти границы составляют от 16 до 21 %. В 2002 году Правительство начало проводить эксперимент по внедрению новой модели отношений между коммунальными службами и населением. В частности эксперимент касается предоставления субсидий. Отличие от прежней системы льгот, заключается в том, что в соответствии с новой схемой, население будет получать деньги по субсидиям от органов социальной защиты непосредственно на свои лицевые счета, а затем оплачивать коммунальные услуги. Добавим, что в прошлом году прошла перепись субсидёров и льготников, в результате которой из списка были исключены так называемые "мёртвые души".
   Белгород, Старый Оскол и Губкин были выбраны для эксперимента, потому что в этих городах достаточно развита инфраструктура банков и население имеет возможность пользоваться банкоматами. Именно банкам отводится роль посредника между органами соцзащиты, населением и коммунальными службами. В ближайшее время в городах участниках эксперимента должны пройти тендеры среди банков на предоставление таких услуг населению. Пред тем, как вступить в эксперимент нашими коммунальщиками был изучен опыт других участников, в частности, ростовчан, где коммунальные службы работают по такой системе с 1 января этого года. В Ростове ни со стороны коммунальщиков, ни со стороны населения подобная система не вызвала отторжения и неприязни. Добавим, что когда начинался эксперимент, в нём принимали участие 6 городов, сейчас их уже 18.
   Журналисты поинтересовались, есть ли гарантия, что эти деньги дойдут до населения. Валентин Алексеевич ответил, что до нас с вами дошли детские пособия, значит дойдут и субсидии по оплате коммунальных услуг. Но у представителей коммунальных служб есть вопрос - дойдут ли эти деньги до них? Впрочем, в данном вопросе можно обратиться к опыту реформирования системы ЖКХ некогда советского Казахстана. После того, как практически все объекты коммунального хозяйства были приватизированы и превратились в разнообразные акционерные общества, цены на коммунальные услуги выросли, и отношение к задолжникам ужесточилось. Тем, чьи долги "перевалили" за определённые рамки, попросту отрезали свет, газ, отопление и так далее. В результате население стало гораздо серьёзнее относится к оплате коммунальных услуг, и деньги, выделяемые органами соцзащиты на погашение коммунальных долгов, шли непосредственно на оплату коммунальных услуг и никуда более. Ибо кому же захочется сидеть без света или газа.
   Напомним, что приватизация объектов коммунального хозяйства станет отдельной темой разговора журналистов с коммунальщиками.