16.09.2003  Госорганы опережают коммерческие компании в области закупок через интернет

   Тема использования размещенных в Интернет торгово-закупочных площадок (далее - е-ТЗП) обсуждается довольно давно. е-ТЗП позволяют проводить закупки материально-технических ресурсов и услуг на конкурсной основе, в том числе с использованием обратных аукционов, когда поставщики конкурируют между собой, понижая цену предложения.
   Эффективность применения таких систем довольно очевидна: Размещение в Интернет позволяет привлечь довольно широкий круг поставщиков, что повышает конкуренцию среди них; Использование коммуникационных инструментов Интернет позволяют ускорить информационный обмен, что позволяет проводить конкурсы на закупку быстрее, чем при использовании бумажных носителей; Проведение обратных аукционов позволяет значительно снизить цены на закупаемые ресурсы, так как поставщики торгуются в реальном времени, ориентируюсь на лучшую ценe, предложенную по определенному конкурсному лоту; Процедура закупок становится прозрачной с точки зрения управления, что позволяет снизить число злоупотреблений.
   Автоматизация государственных закупок является одним из приоритетных направлений федеральной целевой программы «Электронная Россия». Многие крупные российские регионы уже внедрили, внедряют, обсуждают вопросы внедрения или используют на условиях аренды е-ТЗП. Часть регионов уже близка к началу использования электронной подписи при закупках, что позволит значительно снизить затраты на бумажный документооборот, и даже совсем от него отказаться. И это при том, что российское законодательство, мягко говоря, не способствует развитию электронных закупок, и внедрение е-ТЗП в работу государственного органа требует значительных доработок законодательной базы региона и перестройки части формальных процедур.
   То, что экономический эффект от внедрения е-ТЗП значительно превышает затраты на ее создание и внедрение для любого крупного предприятия или государственного образования, уже было неоднократно подтверждено на практике. Например, по информации Администрации Новосибирской области, работающая там торгово-закупочная площадка окупилась после проведения двух конкурсов.
   Несомненно, аналогичный экономический эффект от автоматизации закупочной деятельности могут получить многие крупные российские компании. Снижение закупочных цен на 10-20% сразу по многим позициям (статистика по применению обратных аукционов на е-ТЗП при государственных закупках) значительно повлияет на затраты компаний - вряд ли сейчас можно добиться такого масштабного эффекта иным путем. Причем очевидно, что серьезных проблем с созданием нормативной базы для применения е-ТЗП в коммерческой компании практически не будет, в отличие от государственных органов.
   Несмотря на очевидные плюсы, сегодня сложно выделить и десяток коммерческих компаний, которые хотя бы пробовали применять такую технологию закупок. Редко какая компания даже просто размещает в открытом доступе информацию о планируемых тендерах.
   Можно долго обсуждать причины отсутствия интереса со стороны коммерческих компаний к технологии е-ТЗП и, скорее всего, для читателя они и так очевидны, но факт остается фактом - государственные органы сегодня опережают коммерческие компании в одной из наиболее экономически эффективных областей применения ИКТ. И компаниям стоит обратить внимание на этот положительный опыт.