30.09.2003 Экономика Украины будет прирастать доходами от оружейного бизнеса Вслед за Москвой Киев наметил шаги, связанные с интеграцией и либерализацией оборонного производства. На днях правительство Украины внесло в парламент проект закона, разрешающий частным компаниям заниматься разработкой, изготовлением и реализацией вооружения и боеприпасов. Парламентариям Верховной Рады еще предстоит обсудить эти, скажем прямо, радикальные предложения, связанные с либерализацией в стране не только оборонного производства, но и его экспорта. Хотя после осеннего скандала с поставками украинских радиолокационных станций "Кольчуга" иракским ПВО и рекомендаций официального Вашингтона об усилении контроля за экспортом вооружений такое решение на первый взгляд может показаться странным. Как известно, сейчас на Украине действующее законодательство разрешает заниматься оборонным производством и экспортом только государственным компаниям. Система эта несовершенна и очень напоминает ту, что складывалась в России в конце 90-х годов прошлого столетия. Достаточно сказать, что на сегодняшний день правом экспорта и импорта товаров военного назначения, а также товаров, которые содержат сведения, представляющие государственную тайну, пользуется более десятка разнородных оборонных фирм и ведомств. Среди них - "Укроборонсервис", внешнеторговая фирма "Прогресс", "Укринмаш", "Промоборонэкспорт", "Спецтехноэкспорт", внешнеторговая фирма "ТАСКОэкспорт", государственная акционерная холдинговая компания "Артем", киевский государственный авиационный завод "АВИАНТ", завод имени Малышева, НИИ "Квант-радиолокация", АНТК имени Антонова, государственное предприятие Министерства обороны "Украинская авиационная транспортная компания", а также НПО "ФОРТ", "Мотор-Сич", Южный машиностроительный завод, государственное конструкторское бюро "Южное". Причем, по заключению западных специалистов, в стране отсутствует стройная система госконтроля за оружейным экспортом. Скажем, американские и английские специалисты считают в корне неправильным то, что в настоящий момент Службе безопасности Украины одновременно подчинены компания "Укрспецэкспорт" и Государственная служба экспортного контроля. На одной из конференций по контролю за вооружениями в Киеве они призвали создать независимый орган, призванный регулировать военно-техническое сотрудничество и установить парламентский надзор за этой сферой. Видимо, следуя этим указаниям, правительство еще год назад объявило, что у всех предприятий на Украине право на оружейный бизнес закончится 13 октября 2003 года. А после этого будет введена новая система контроля за производством и экспортом продукции военного назначения. О механизме действия такого контроля пока ничего не известно. Хотя в пояснительной записке Кабинета министров к законопроекту о либерализации производства и экспорта оружия говорится о том, что правительство предполагает введение лицензирования деятельности по производству вооружений, что, по мнению Кабмина, "позволит наладить государственный контроль" в этой сфере. В частности, Министерство промышленной политики будет заниматься лицензированием разработки, изготовления, модернизации, сертификации, экспертизы и ремонта огнестрельного оружия войскового назначения и боеприпасов к нему. Министерство внутренних дел, в свою очередь, будет лицензировать производство вооружений невойскового назначения - спортивного, охотничьего, ведомственного, пневматического и газового оружия. О том. кто же будет осуществлять контроль за продажей оружия, в законопроектах, предложенных правительством, не говорится ни слова. Конечно, вряд ли в будущем останется старая система контроля. По всей видимости, это будет оформлено в качестве отдельного законопроекта или указа президента, поскольку сейчас предложено внести изменения только в так называемые "хозяйственные" законы страны - "О предпринимательстве" и "О государственном оборонном заказе". Почему Кабмин Украины озаботился оружейной проблемой - говорить не приходится. Несмотря на то что страна входит в десятку крупнейших производителей и экспортеров вооружений (занимая шестое место), ее оружейный бизнес ограничен танковым, ракетно-космическим и военно-морским производством. В связи с этим Киев явно заинтересован в расширении номенклатуры военного производства. Но это может произойти только за счет инвестиций, которых на сегодняшний день явно не хватает. Во-вторых, государственный характер военного производства тормозит всякую активность и предприимчивость. Видимо, поэтому правительство и решилось на то, чтобы дать дорогу частной инициативе. Не исключено, что часть государственных оборонных предприятий будет акционирована и военные разработки будут производиться с участием зарубежного капитала. По аналогичному пути пошла и Россия. Так, на днях правительство утвердило список госпредприятий, подлежащих приватизации в 2004 году. Этот процесс будет продолжен до 2006 года. По специальной федеральной целевой программе реформирования ОПК РФ будут созданы более 100 оборонных холдингов и корпораций. Не исключено, что часть из них объединится с военными заводами Украины. Ведь уже сейчас 40% украинских предприятий подобного рода экономически связаны с ВПК России. По оценкам аналитиков, на сегодняшний день взаимные поставки комплектующих для войск двух стран осуществляют около 500 предприятий Украины и России, что дает основания рассматривать такой производственный ресурс в качестве базы для создания вертикально интегрированных транснациональных корпораций (ТНК). По официальной информации, уже два года Россия планирует в бюджете свой госзаказ, который размещается на украинских оборонных предприятиях АНТК им. Антонова, ПО "Южмаш", ОВАО "Мотор-Сич". Наиболее вероятно включение украинских предприятий в ТНК - в авиастроении ("Мотор-Сич", АНТК им. Антонова могут объединиться с российскими "Роствертолом", а также с Улан-Удэнским и Казанским вертолетными заводами), танкостроении (Харьковский завод им. Малышева и Нижнетагильский танковый завод), в сфере ПВО (научно-исследовательский институт радиолокационных систем "Квант-радиолокация" и концерн "Алмаз-Антей"). Между тем при всей перспективности дальнейшего развития российского и украинского ВПК западные наблюдатели по-прежнему оставляют на повестке дня вопросы, связанные с усилением контроля за несанкционированным распространением вооружений со стороны Москвы и Киева. По этому поводу Россия и Украина демонстрируют редкую солидарность, считая эти вопросы второстепенными и отвергая всяческие обвинения в свой адрес. Хотя именно либерализация оружейного бизнеса в этих странах и высветит, возможно, все аспекты этой проблемы. |