12.02.2015  С-Петербург: за круглом столом обсудили возможности НКО в получении госзаказов

   «Действующий закон не выделяет некоммерческие организации в отдельную категорию имеющих преференции участников торгов. С точки зрения закона, что НКО, что субъект малого предпринимательства — одна категория. Именно поэтому у нас нет статистики по участию НКО в госсзаказе», — отметил в ходе круглого стола, посвящённого возможностям получения заказов для государственных и муниципальных нужд, председатель комитета государственного заказа Ленинградской области Андрей Низовский.
   «Единственное преимущество НКО перед коммерческими структурами в том, что они могут участвовать в конкурсах, как на общих основаниях, то есть наравне с бизнесом, так и в конкурсах для малого и среднего бизнеса, где не могут участвовать крупные бизнес-структуры», — пояснил он.
   Как сообщили 12 февраля в пресс-службе Общественной палаты 47-го региона России, круглый стол был организован комиссией по социальной политике, делам ветеранов и молодежи Общественной палаты Ленинградской области при содействии Министерства экономического развития РФ в рамках программы «Повышение эффективности, качества и прозрачности работы социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) через системное сопровождение силами ресурсных центров».
   Участники дискуссии отметили, что самой большой проблемой именно для некоммерческих структур является обязательное требование обеспечения контракта (как гарантия серьезных намерений и повышения ответственности), размер которого может достигать 30% объявленной стоимости заказа, и она не изменится даже в случае снижения цены в ходе торгов. Более того, это обеспечение даже вырастет, если снижение составит более 25%. А если организация выигрывает аукцион, но не может предоставить обеспечение, то она тотчас попадает в реестр недобросовестных исполнителей и два года не сможет участвовать в конкурсах.
   "Если с обеспечением заявки на участие в конкурсной процедуре в принципе проблем нет, и банки дают и кредиты и гарантии, поскольку это короткие деньги и ими они не рискуют, так как сумма просто замораживается на какое-то время, то с обеспечением контракта всё очень сложно, — рассказала генеральный директор ЗАО «ИД „Экстра-Балт“ Екатерина Ивлева. — В нынешней экономической ситуации банки даже коммерческим организациям не дают ни кредитов, ни гарантий, даже если это давние клиенты или у них хорошая кредитная история. Более того, ряд банков сейчас установил срок рассмотрения заявки 10 дней, а у вас всего 5 дней на предоставление обеспечения контракта».
   Участники круглого стола также говорили о том, что в конкурсной документации заложены такие условия, которые не позволяют НКО участвовать в процедуре. Поэтому есть необходимость при размещении государственного или муниципального заказа среди социально ориентированных организаций ввести дополнительные критерии (в зависимости от сферы размещения заказа). Такие, например, как возможность привлечения НКО дополнительных источников финансирования, степень открытости и доступности информации о деятельности НКО, предусмотреть авансирование заказов, разбивку на поэтапную сдачу выполненных работ и получение оплаты за выполненную услугу.
   «В большинстве случаев — все это могут решить заказчики, которые готовят конкурсную документацию. Ведь услуги НКО востребованы там, где есть определенная ниша, где никто не работает, и НКО могут закрыть эту „дыру“. Так почему бы не помочь им?» — отметила председатель совета благотворительного фонда «Место под солнцем» Ирина Дрозденко.
   Участники мероприятий сошлись во мнении, что необходимо подготовить ряд рекомендаций для заказчиков государственных и муниципальных заказов, который позволят учитывать интересы НКО как потенциальных исполнителей этих заказов в тех сферах, где это необходимо.