08.05.2015  Малый бизнес оценил условия доступа к госзакупкам

   
   Всероссийское предпринимательское объединение Клуб лидеров подвело итоги масштабных «контрольных закупок», проводимых в различных российских регионах по оценке условий доступа малого и среднего бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. В процессе проверок бизнес столкнулся с рядом сложностей и административных преград.
   За последние несколько лет правительство приняло целый комплекс документов, нацеленных на упрощение доступа малого бизнеса к госзакупкам. Так, 18 июля 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а 11 декабря 2014 года вышло постановление правительства «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц». Еще раньше — в 2013 году — правительство РФ утвердило ряд директив, направленных в 644 акционерных общества, деятельность которых подпадает под регулирование ФЗ-223. Эти директивы, в частности, предписывали создание в госкомпаниях совещательных органов, отвечающих за общественный аудит эффективности проводимых закупок, а также разработку пилотных программ партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства.
   Однако, несмотря на явный законодательный прогресс в сближении малого бизнеса с крупными госзаказчиками, проверки выявили достаточно низкий уровень реализации этих правовых норм на практике. Так, согласно отчету Минэкономразвития, только 40 акционерных обществ создали у себя совещательные органы, что составляет всего 6% от всего числа потенциальных заказчиков.
   Госкомпании также не торопятся внедрять и программы партнерства с малым и средним бизнесом. По данным Минэкономразвития, только 9 акционерных обществ разработали такие программы. «Чтобы попасть в программу партнерства, — говорит председатель Клуба лидеров Артем Аветисян, — представитель МСП обязан соответствовать определенным требованиям, а именно исполнить не менее 2 договоров, заключенных с заказчиком по результатам закупок, без взыскания неустоек, а также пройти установленные заказчиком в соответствии с положением о закупке процедуры определения соответствия МСП требованиям, предъявляемым к поставщикам». При этом основным преимуществом участия в такой программе партнерства является заключение с участником договора с авансированием в размере не менее 30% от суммы договора.
   Кроме того, «контрольные закупки» выявили, что сама система закупок построена таким образом, что малому бизнесу крайне трудно принимать в них участие.
   Кроме того, отмечают участники проверок, часть площадок берет плату за участие в торгах.
   К «контрольным закупкам» активно подключились предприниматели по всей стране.
   «В современных условиях самому предпринимателю достаточно сложно разобраться с огромным количеством торговых площадок — для этого нужен отдельный специалист, что подразумевает дополнительные траты для небольшой компании. Учитывая наличие некоторых площадок, где за каждое участие в торгах необходимо вносить плату, которая не возвращается вне зависимости от исхода торгов, суммы обязательных расходов малого бизнеса еще больше возрастают, — комментирует результаты „контрольных закупок“ Артем Аветисян, — Мы будем и далее проверять эффективность и удобство доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам, особенно с учетом вступающих в силу в июле этого года норм, способных значительно ужесточить последствия неисполнения госкомпаниями предписаний закона».