27.05.2015 «Деловая Россия» высказала предложения по поддержке российского рынка В рамках 10-го бизнес-форума Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» прошло заседание секции «Территория возможностей», где обсуждался потенциал российского рынка, сообщает Kremlin.ru. Как рассказал сопредседатель «Деловой России» А.Данилов-Данильян, по итогам секции все пришли к выводу, что для того, чтобы эта территория возможностей реализовала свой потенциал, есть три направления. Первое – импортозамещение (пользуясь, действительно, относительно слабым рублём и антисанкциями); второе – освоение товаров новой экономики; третье – рост производительности труда в существующих компаниях. «До последнего времени импортозамещение развивалось у нас двумя путями, последние 15 лет – это стихийное развитие. Было очень много примеров показано: и рынок мяса птицы, и безалкогольные напитки, и пиво, медицинская техника и многое другое. С другой стороны, в самый последний год было так называемое ручное управление, и от этого больше всего выиграл оборонно-промышленный комплекс. В целом основная задача, по мнению участников секции, – превратить этот процесс в более скоординированный, более структурированный и, самое главное, массовый, с тем чтобы у нас появлялись тысячи конкурентоспособных производств. Что есть мерило конкурентоспособного производства? Здесь участники нашей секции пришли единогласно к выводу, что это экспорт, экспортно ориентированное импортозамещение. Самое главное – поддержка экспорта, и для всех государственных институтов развития это должен быть главный критерий оценки их деятельности. Не только приоритет импортозамещения, но главное – экспортно ориентированное импортозамещение. Следующий момент – контракты жизненного цикла и долгосрочные контракты. Малый бизнес – генератор тех инноваций, с помощью которых мы можем реализовать наши амбиции и занять международные ниши. Все эти инновации очень часто упираются в то, что они просто дороже, чем другие товары, традиционные, использующие старые технологии, старые подходы. Для того чтобы нам не просто квотами регулировать доступ малого бизнеса к госзаказу, а рассматривать это комплексно экономически, нам нужно сделать такой механизм, который позволит именно инновационным продуктам выигрывать государственные тендеры и конкурсы. Для этого необходимо смотреть на товар с точки зрения всего его жизненного цикла. Это называется «контракты жизненного цикла», они предусмотрены в Федеральном законе № 44 «О контрактной системе». Там есть соответствующая статья, но, к сожалению, пока не создано подзаконных актов, которые были бы распространены по всем государственным заказчикам: и муниципальным, и федерального уровня, и государственным компаниям. Эта линия ещё не доведена, соответственно, те чиновники, которые принимают решения о тендерах и закупках, просто боятся органов прокуратуры и в результате вынуждены закупать более дешёвое сейчас, вместо того чтобы посмотреть на жизненный цикл продукции в целом. Третье направление, где мы просим поддержки, связано с тем, что многие российские товары, имеющие, в общем, уже хорошие, проверенные показатели, тем не менее очень тяжело проходят всякие государственные экспертизы. На секции показывали примеры, когда у разных государственных компаний, которые осуществляют заказы, свои собственные сертификационные центры, и в результате один и тот же товар приходится много раз сертифицировать. В мире не так: в каждой группе стран есть один-единственный центр, и достаточно один раз получить сертификацию. В нашей стране, к сожалению, этого ещё нет. Было также несколько предложений, которые, на наш взгляд, являются очень полезными для реализации. Ежели на рынке действуют, скажем, две российские частные компании, то это означает, что на соответствующий тендер по государственному и муниципальному заказу не нужно уже давать «добро» на [участие в тендере] аналогичных государственных или полугосударственных компаний, то есть их заявки должны исключаться. Тогда мы поддерживаем частных эффективных участников. Да, по Конституции все формы собственности равны, но это не значит, что все одинаково эффективны. Точно так же в отношении иностранных товаров. Пока действуют против нас санкции, мы могли бы временные позиции внести и в 44-й закон о госзакупках, и в 223-й, который регулирует закупки государственных компаний, естественных монополий. То есть, если есть два участника, допустим, российских, то исключается заявка иностранного. И пока они не отменили санкции, это вполне естественная конструкция, которая, в общем‑то, должна работать. И последнее. Очень важно для малого бизнеса делать информационные системы, которые показывают им, чем можно заниматься. Это работа региональных властей, но она должна координироваться из федерального центра. Было бы очень неплохо, чтобы создаваемое на базе Агентства кредитных гарантий новое агентство по поддержке малого и среднего предпринимательства взяло бы эту координирующую функцию на себя. Должны быть созданы информационные реестры возможностей, которые показывают, что, например, такой‑то вид бизнеса практически отсутствует в этом регионе, он занимается или каким‑то муниципальным унитарным предприятием или вовсе ничем не занимается, сюда входят иностранцы. Другими словами, очень важно подчеркнуть на фоне всеобщей электронизации и интернетизации нашего общества возможности получения информации для малого бизнеса», - подчеркнул А.Данилов-Данильян. |