07.10.2003 Новая мания - раскрыть информацию об истинных владельцах УК Россию начинает охватывать новая полезная мания - требовать публичного раскрытия информации от компаний об их истинных владельцах. Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений предложил 55 компаниям, победившим в тендере на право управлять пенсионными накоплениями граждан, обнародовать списки своих бенефициаров. Так, чтобы люди понимали, кому они доверяют свое будущее. Инициатором этого предложения выступил член совета Каха Бендукидзе, являющийся также гендиректором и совладельцем "Объединенных машиностроительных заводов" (ОМЗ). Его компания на прошлой неделе раскрыла список своих бенефициаров и уже почувствовала пользу этого шага - котировки ее акций подскочили более чем на 10%. Окрыленный успехом, Бендукидзе теперь, видимо, хочет передать свой передовой опыт всем остальным. Однако он выбрал неправильную цель. Почему владельцы ОМЗ не были известны до сентября 2003 г.? Известна лишь причина, по которой они были вынуждены раскрыться, - накануне включения в листинг Лондонской биржи им пришлось это сделать, выполняя требования английских надзорных органов. Вплоть до этого момента компания в своей деятельности как-то обходилась без излишней прозрачности. Точно так же раскрытия избегают и управляющие компании. Они же не размещают свои акции в Лондоне. Эти компании пытаются привлечь деньги будущих российских пенсионеров. В случае с акциями раскрытие информации о совладельцах принципиально необходимо - инвестор должен знать, кто будет его партнером в компании, акционером которой он может стать. В случае с пенсиями населения принципиальной является ответственность государства. Чиновники провели конкурс по отбору компаний, ввели страхование профессиональной ответственности. Если Общественный совет считает, что отбор был плох, значит, плохим был конкурс. В любом случае чиновники делают все от них зависящее, чтобы накопления не достались частным компаниям. На этом фоне раскрытие информации о владельцах управляющих компаний может стать всего лишь одним из элементов рекламы с неочевидной пользой. Совладелец ОМЗ мог бы принести больше пользы своими лоббистскими возможностями, если бы требовал от ФКЦБ раскрывать информацию о бенефициарах российских акционерных обществ. Тогда информация о богатстве Бендукидзе появилась бы сначала в Москве, а не в Лондоне. |