01.09.2015  Москва стала лидером Национального рейтинга прозрачности закупок

   
   По итогам 2014 года Москва заняла первое место среди субъектов Российской Федерации в Национальном рейтинге прозрачности закупок, который составляет Национальная ассоциация участников электронной торговли, сообщил в ходе заседания Правительства Москвы Сергей Собянин.
   «Контрактная система Москвы — самая крупная в России, поскольку включает около 10 тысяч поставщиков услуг. В первом полугодии по итогам прошедших тендеров Москва на всех этапах закупок сэкономила более 65 миллиардов рублей. По оценкам Федеральной антимонопольной службы, она занимает первое место в Национальном рейтинге прозрачности закупок», — отметил он. По его словам, новый закон предъявляет более серьёзные требования к закупкам на всех этапах планирования, проектирования и проведения тендеров, а также исполнения работ.
   Помимо Москвы в высшую группу рейтинга входят также Кировская область, Республика Башкортостан и Республика Татарстан, сообщает Mos.ru.
   О завершении создания системы государственных закупок в Москве Сергею Собянину доложил руководитель столичного Департамента по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.
   «Главное — формализация и развитие комплексного подхода в контрактной системе, и в первую очередь внедрение стандарта закупок. Отличительной особенностью городского стандарта при безусловном исполнении прямых норм закона о контрактной системе у нас выступает обоснованность закупок, ведомственное и межведомственное согласование потребности и экспертиза начальных цен», — заявил глава Департамента.
   Также среди особенностей системы госзакупок в столице он отметил их прозрачность, общественное обсуждение лотов стоимостью свыше 500 миллионов рублей, вовлечение в работу общественных организаций и экспертного сообщества, автоматизацию процесса закупок по единым правилам, типовые требования к продукции и техническим заданиям и обязательное использование библиотеки типовых контрактов.
   Приоритетными направлениями развития системы закупок выбраны планирование и обоснованность потребностей заказчика. «Здесь была введена практика, что все потребности заказчиков начиная с лота стоимостью от трёх миллионов рублей рассматривались на обоснованность и на то, какие результаты ожидаются», — отметил Геннадий Дёгтев.
   Также введена практика дополнительных рекомендаций оценки и проведения экспертизы цен по тем лотам, которые по формальным показателям не подходят под критерии, установленные действующими распорядительными документами. «Вся эта работа позволила на первом этапе при рассмотрении обоснованности 6,3 тысячи лотов сэкономить более 150 миллиардов рублей, на 7,2 процента оптимизировать расходы бюджета», — подчеркнул руководитель Департамента по конкурентной политике.
   Кроме того, среди приоритетных направлений развития контрактной системы — поддержка бизнеса. «Была введена понижающая ставка обеспечения заявок и контрактов. То есть если сейчас по закону обеспечение заявки — пять процентов, то у нас сейчас предельный размер снижен до трёх процентов. Это реально живые деньги, с тем чтобы снять нагрузку на бизнес. И по контрактным обязательствам обеспечение договорных отношений по действующему закону — это 30 процентов. Мы ввели дифференцированный подход, чтобы снизить эту нагрузку до 10 процентов», — сообщил Геннадий Дёгтев.
   Также была нормативно закреплена возможность отсрочки и списания штрафов по контракту и установлен отдельный порядок предельного размера индексации цен контракта по импортозависимым предметам закупок.
   В рейтинге состояния конкурентной среды, который формирует Федеральная антимонопольная служба, Москва занимает второе место. При этом, по словам Геннадия Дёгтева, показатели столицы в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, который составляет Агентство стратегических инициатив, указывают на то, что необходимо продолжать совершенствовать контрактную систему города.
   Согласно опросам представителей бизнеса, 76 процентов столичных предпринимателей отмечают доступность и отсутствие препятствий для участия в торгах, 80 процентов — доступность информации о проведении закупок, порядке участия и правовом регулировании.
   В течение 2014 — начале 2015 года столичное Правительство в целом завершило создание современной системы государственных закупок, ключевыми элементами которой являются:
   — многоуровневая система согласования целесообразности проведения закупок и проверки обоснованности начальных цен;
   — проведение электронных торгов;
   — высокая степень централизации крупных закупок, проведение совместных торгов для нужд нескольких органов исполнительной власти, что позволяет добиваться оптимальных цен;
   — использование специального портала поставщиков (интернет-магазина) для осуществления закупок малого объёма;
   — планирование и проведение закупок силами контрактных служб главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), отказ от услуг профессиональных посредников (специализированных организаций).
   В первом полугодии 2015 года заказчики Москвы осуществили закупки общей стоимостью 205,7 миллиарда рублей (22,1 тысячи лотов).
   При этом экономия бюджетных средств составила 65,9 миллиарда рублей, или 32 процента. В частности, на этапе планирования (государственная экспертиза проектов, экспертиза начальных цен закупок, проверка обоснованности закупок) удалось сэкономить 41,8 миллиарда рублей, ещё 24,1 миллиарда рублей сохранено на этапе определения поставщика (снижение цен в ходе торгов, претензионно-исковая работа в случае недобросовестного исполнения заключённых контрактов).
   В первом полугодии прошлого года экономия составила только 25,7 процента.
   За первые шесть месяцев 2015 года среднее снижение цен на торгах в ходе закупок составило 10,5 процента (в первой половине прошлого года — 10,4 процента), среднее число поданных заявок — 4,6 на одни торги (в первой половине 2014 года — 4,5), а среднее число допущенных к торгам участников — 3,6 (в первой половине 2014 года — 3,5).
   Доля закупок у единственного поставщика (без учёта закупок на узкоспециализированном и объективно неконкурентном рынке) составила семь процентов.
   По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост количества поставщиков, заключивших контракты с городскими заказчиками, составил 9,2 процента. Всего контракты заключили 9,6 тысячи поставщиков.
   «Общий прирост к первому полугодию портфеля заказов составил 25 процентов», — уточнил Геннадий Дёгтев.
   На 19,7 процента (до 34,4 тысячи) увеличилось количество поставщиков на портале, обеспечивающем закупки малого объёма и заключение договоров в электронной форме. Число оферт на портале увеличилось на 66 процентов и превысило 1,3 миллиона рублей. Объём закупок через портал превысил девять миллиардов рублей.
   Кроме того, объём закупок у субъектов малого предпринимательства в первом полугодии 2015 года составил 41,8 миллиарда рублей (23,1 процента).
   В целях расширения круга поставщиков и повышения конкурентности торгов на ВДНХ работает специальная «Биржа торгов», являющаяся площадкой для диалога с потенциальными поставщиками. За шесть месяцев 2015 года на бирже было проведено 25 презентаций (роуд-шоу) предстоящих закупок, в которых приняли участие полторы тысячи потенциальных поставщиков.
   «Считаем, этот формат прижился, востребован бизнесом на сегодняшний день», — отметил руководитель Департамента.
   Он также выступил с предложением до конца сентября завершить все закупки, включённые в бюджет этого года, поскольку они прошли необходимые согласования и экспертную оценку, а в течение октября опубликовать непрерывный цикл закупок за счёт бюджета 2016 года, чтобы была возможность гарантировать договорные отношения на будущий период.
   «Прошу вместе с Контрольным комитетом и Федеральной антимонопольной службой выработать рекомендации по дальнейшему улучшению данной работы», — поручил главе Департамента Сергей Собянин.
   Общественное обсуждение закупок проходит также на общероссийском портале поставщиков и на портале поставщиков Москвы. В рамках обсуждения основное внимание уделяется выявлению избыточных требований к закупаемой продукции, недопущению установления нереальных сроков исполнения заказа, недопущению закупок продукции повышенной комфортности. С учётом результатов общественного обсуждения в первом полугодии были отменены закупочные процедуры на сумму 3,1 миллиарда рублей.
   Срок окончания публикаций о закупках на средства бюджета Москвы установлен до 30 сентября 2015 года, по оперативным закупкам на сумму менее трёх миллионов рублей — до 31 октября 2015 года.