17.10.2003  У Шереметьево и Домодедово появится конкурент

   Как сообщил RBC daily вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, в настоящий момент власти столицы разрабатывают концепцию коренной реконструкции аэропорта Внуково. В ближайшее время мэрия рассчитывает превратить этот аэропорт в один из крупнейших в столичном регионе. Для достижения этой задачи сейчас, в частности, разрабатывается технико-экономическое обоснование строительства ветки мини-метро от станции «Юго-Западная» до Внукова, а также запуска экспрессов от Киевского вокзала, для того чтобы «связать аэропорт с основными транспортными магистралями столицы». Правда, эксперты довольно скептически оценивают планы московского правительства: по мнению опрошенных RBC daily специалистов, вернуть статус главного столичного аэропорта Внукову в ближайшее время не удастся.
   Внуково – не единственный аэропорт, который столичные власти пытались взять под свой контроль. В конце 90-х мэрия почти получила 51% акций ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», находящихся в собственности у государства, в качестве частичной компенсации за осуществление городом столичных функций – это предусматривает закон «О федеральном бюджете». Однако сделке помешал августовский кризис. С тех пор мэр Москвы Юрий Лужков неоднократно обращался в правительство с просьбой передать контрольный пакет акций другого аэропорта – Внуково, но добиться этого удалось лишь этой осенью. В начале октября премьер-министр России Михаил Касьянов подписал распоряжение о передаче 60,86% акций ОАО «Аэропорт Внуково», ранее принадлежащих государству, в собственность правительства Москвы.
   Получив под свой контроль столичный аэропорт, мэрия собирается в кратчайший срок сделать его одним из лидеров по пассажирообороту в московском авиаузле. Так, мэр Юрий Лужков уже пообещал сделать из Внукова «приличный» аэропорт. Вице-мэр Валерий Шанцев в разговоре с корреспондентом RBC daily высказал еще более оптимистичные планы. По мнению г-на Шанцева, благодаря московским властям Внуково в ближайшее время сможет «затмить Шереметьево и Домодедово». «Шереметьево сейчас – это как узкое горлышко в бутылке, – сказал RBC daily Валерий Шанцев. – Из-за него многие иностранные туристы и бизнесмены, столкнувшиеся с низким качеством обслуживания в этом аэропорту, просто не хотят второй раз приезжать в Москву. Этот аэропорт уже не в состоянии принимать пассажиропоток, направленный в столицу. В этой ситуации мы планируем сделать из Внукова один из крупнейших столичных аэропортов, который будет лучше, чем Шереметьево или Домодедово».
   Независимые эксперты, правда, довольно скептически оценивают инициативы московских градоначальников. Основная причина – это колоссальное отставание Внукова от других столичных аэропортов. «По большинству параметров Внуково радикально отстает от других московских аэропортов, – сказала RBC daily аналитик ИК UFG Елена Сахнова. – За первые шесть месяцев этого года пассажиропоток Шереметьева составил 4,9 млн человек, Домодедова – 3,6 млн человек, а Внукова – лишь 1,2 млн». Аналитик ИК «Проспект» Алексей Зайцев также считает, что воплотить в жизнь амбициозные планы московских властей будет крайне проблематично. «Основная причина – это то, в каком состоянии сейчас оказалось Внуково, – сказал RBC daily г-н Зайцев. – Доля аэропорта в пассажиропотоке московского авиаузла сократилась с 20% в 2000 году, до 12-13% в этом. Радикально увеличить количество пассажиров, прилетающих во Внуково, будет очень непросто. В первую очередь для этого требуются колоссальные инвестиции. «Ист-Лайн» вложил в Домодедово порядка 500 млн долл., причем необходимо учитывать, что компания начала реконструкцию во времена августовского кризиса, когда все стоило гораздо дешевле, чем сейчас». По мнению Алексея Зайцева, в нынешних условиях, для того чтобы довести Внуково до современных стандартов, потребуется сумма, в четыре раза превышающая расходы «Ист-Лайна», – т. е. порядка 2 млрд долл. При этом рыночная цена оказавшегося в руках мэрии пакета акций ОАО «Аэропорт Внуково», составляет всего порядка 60 млн долл. В самой мэрии пока также затрудняются сказать, как именно будет финансироваться реконструкция аэропорта.
   При этом, как отмечают аналитики, Шереметьево и Домодедово к тому же не стоят на месте и постоянно улучшают собственную инфраструктуру. «Домодедово по уровню сервиса уже находится на хорошем уровне, а в Шереметьеве, судя по всему, наконец-то сдвинулось с мертвой точки строительство нового терминала», – говорит Алексей Зайцев из «Проспекта». По мнению руководства компании «Ист Лайн Хэндлинг», являющейся генеральным агентом Домодедова, к 2010 г. пассажиропоток этого аэропорта, по самым скромным оценкам, должен превысить 12 млн человек, и для достижения этой цели владельцы аэропорта планируют в будущем постоянно инвестировать в его развитие. Возможно, в ближайшем будущем к лучшему изменится ситуация и в Шереметьеве. В частности, 30 октября совет директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» должен утвердить условия тендера на управления аэропортом – сейчас на эту роль претендует несколько крупных компаний: «Альфа-Групп», Национальный резервный банк, АФК «Система» и аргентинская компания Aeroportus Argentina 2000.
   Быстрому развитию Внукова препятствует и другое обстоятельство. Как показывает опыт, авиакомпании крайне неохотно решаются менять аэропорт базирования – это связано с большими дополнительными расходами, особенно болезненными для авиаперевозчиков в условиях спада на этом рынке, и с риском потерять постоянных клиентов, привыкших к старому аэропорту. Поэтому пока, как считают эксперты, Внуково обречено на «вторые роли». «Максимум, на что сейчас может претендовать Внуково, – это обслуживание «челноков» из государств ближнего зарубежья или же пассажиров, которые по тем или иным причинам не смогли купить авиабилеты на самолеты авиакомпаний, летающих из Домодедова или Шереметьева», – сказал RBC daily российский эксперт по авиаперевозкам.