16.10.2003  Малый бизнес: по пути от базара к рынку

"В 1997-м, за год до дефолта, я собрался заняться оптовой торговлей книгами и журналами. Для этого снял в центре Ростова-на-Дону помещение - небольшой подвальчик. Заплатив аренду за два месяца вперед, нанял продавца и со спокойной душой принялся заполнять склад товаром. Но благодушествовал я всего лишь неделю. Ровно столько времени потребовалось, чтобы информация о появлении новой фирмы достигла заинтересованных ушей. Первыми ко мне наведались представители торговой инспекции. Объяснили доходчиво, что, поскольку я не взял в местных административных органах лицензию на право торговли, то обязан заплатить штраф в размере 100 минимальных окладов. Но взяли меньше - всего 200 тысяч еще тех, неденоминированных рублей. Пожалели. Следом явились пожарные. Оштрафовали на 500 тысяч и дали месяц сроку, чтобы устранить указанные на двух страницах недостатки. Работники санэпиднадзора денег не потребовали, но намекнули, что скоро, мол, День медика, и они рассчитывают на солидный подарок. Взамен закроют глаза на допущенные нами по ведомству СЭС нарушения. Не успел я оклематься от их визитов, как на склад ввалился участковый. Три часа (!) придирчиво проверял документы, нашел-таки какие-то нарушения и выписал штраф. Сумму, правда, указал "смешную" по сравнению с предыдущими посетителями. Но в результате всех этих визитов я чувствовал себя, как кукурузное поле после того, как по нему пройдется саранча. Сергей Беликов, Красный Сулин Ростовской области." Такое письмо пришло в редакцию. И словно в ответ на него государство решило облегчить жизнь начинающим бизнесменам. По принятым поправкам к Закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" теперь к тем, кто открывает свою фирму, ревизоры в плановом порядке смогут прийти не раньше чем через три года после ее регистрации. Учитывая, что бесконечные проверки мешают людям "раскрутиться" в полную силу, это решение - большой прорыв в защите малого и среднего бизнеса от чрезмерного государственного регулирования. Однако всех проблем оно не сняло, потому что внеплановые проверки остались в законе. Что же тогда (в силу наших национальных особенностей) изменится в жизни российского предпринимателя? С таким вопросом мы обратились к специалистам, знающим ситуацию не понаслышке. Сергей Борисов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России": "Введение трехлетнего моратория на плановые проверки вряд ли значительно улучшит жизнь малого бизнеса. Во всяком случае это не отразится на жизнедеятельности предпринимателей, уже зарегистрировавших свое дело. Что же касается вновь образованных, то для них мораторий не станет панацеей, ведь действие поправки никак не повлияет на внеплановые проверки, а для их проведения, как показывает практика, соответствующие органы находят массу поводов. Тем более что мораторий не распространяется на милицию, таможенный, валютный и налоговый контроль. Поводом для их проверки может послужить, например, наличие оперативной информации об имеющихся на малом предприятии нарушениях. К сожалению, сегодня нет ни одного российского региона, где бы контролирующие органы не вмешались в деятельность хозяйствующих субъектов, становясь при этом одним из инструментов конкурентной борьбы. Степень законопослушания российского чиновничества, к сожалению, не внушает повода для оптимизма. Но закон принят, а значит, должен соблюдаться. И если мораторий поможет хотя бы вдвое сократить число визитов "контролеров" на малые предприятия, то это уже хорошо."

Ростислав Тихонов, ректор Налоговой академии: "Ослабит ли новый закон натиск милиционеров и пожарных, которые что ни день идут со своими большими карманами к предпринимателю? Хочется верить, что - да. Защита мелкого частника вообще, а особенно - наших кормильцев-фермеров должна стать одним из краеугольных камней во внутренней политике страны. Вот только не впасть бы нам в очередную крайность, которыми так богата наша история. Во всяком случае предвижу, что без нарушений дело не обойдется. Кто-то будет по-прежнему откупаться от проверяющих - по незнанию о принятом "послаблении", кто-то - чтобы из-за незначительных сумм не связываться с властями предержащими... Наверное, только время, выявив тонкости, которые невозможно было учесть при написании закона, позволит провести "обкатку" документа на практике." В.: "А что касается налогов: увеличится ли теперь их сбор?" О.: "Теоретически - да. Но практика может показать совсем другое. Ведь главная наша беда заключается в том, что в последние годы люди привыкли получать маленькую зарплату официально, а основную часть дохода - в конвертах. Это самый простой способ ухода от налогов, порожденный работодателями. И парадокс последнего времени заключается в том, что работодатели уже готовы платить своим работникам по закону, а вот работники-то как раз этого не хотят. Им же интереснее получить обещанные 200 долларов чистыми, чем без вычета 13 процентов. В этой части нужно теперь вести пропаганду среди наемных работников. Так что налогов станет поступать больше, если пропаганда сработает." Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России: "Конечно, не нужно понапрасну дергать людей. Особенно тех, кто только что прошел процедуру оформления своего бизнеса. Кому ее доводилось проходить, те знают, какая это морока. Другое дело, что многие чересчур шустрые предприниматели пытаются открыть дело, не имея, к примеру, холодильников, при том, что собираются торговать мясом или рыбой. Другие, пользуясь тем, что на заработки в Россию сейчас приезжает масса самого разного народа, у которого с регистрацией не все в порядке, за копейки нанимают работников без подобающего оформления и справок о состоянии здоровья. В общем, нарушений хватает. Поэтому в Москве закрыли множество точек уличной торговли и быстрого питания. Но уж раз ведомства только-только дали свое "добро", значит, у предпринимателя по их части все в порядке, и проверять это через месяц после открытия предприятия нет смысла. А вот если от потребителя поступила жалоба на качество товара или несоответствие предприятия требованиям СЭС, проверка должна быть обязательно. И очень серьезная. А жалуются нам часто и отовсюду. Из разных городов приходят сигналы о неполадках в работе на средних предприятиях. И те, чтобы уйти от ответственности, быстренько закрываются. А потом снова открываются, но уже под другими названиями. Тут с проверкой медлить нельзя." В.: "А среди малых такого не бывает?" О.: "Нет, у них денег меньше. Открыться заново стоит примерно 300-400 долларов, да и времени надо потратить немало. Мелкий частник себе такой роскоши позволить не может, поэтому и порядка у них больше." В.: "Но если в среднем бизнесе много нарушений, стоило ли распространять послабление в надзоре и на него?" О.: "Я считаю, что 3 года - слишком много для всех. Я бы ограничил срок моратория одним годом, потому что нечистые на руку начинают химичить очень быстро. Теперь они еще и плановых проверок не станут опасаться, мол, за три года "или ишак сдохнет, или падишах умрет". И это точно - ищи потом ветра в поле..." По данным "ОПОРЫ России" у 75 процентов предпринимателей проверки различными органами государственного надзора (контроля) проходят несколько раз в год, а почти у 30 процентов из них - раз в месяц и чаще, в то время как по действующему уже сегодня законодательству плановые проверки одним госорганом должны проводиться не чаще одного раза в два года.