10.10.2016 В ОП РФ обсудили вопросы получения госзаказа СО НКО В Общественной палате РФ прошли общественные слушания проекта Федерального закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сообщает пресс-служба ОП РФ. Основной целью законопроекта является повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг путем создания правовой базы для привлечения к их оказанию негосударственных организаций, физических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства. Член Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова отметила, что для разгосударствления социальных услуг необходимо содействовать выходу НКО и коммерческих организаций на рынок социальных услуг. «Задача поставлена, важные документы уже приняты. Но сам процесс идет тяжело, и есть много барьеров, а также внутреннее сопротивление системы. Есть понимание задачи и описание задачи по стимулированию выхода НКО на этот рынок. Государство признает НКО своими партнерами, так как это организации, обладающие необходимым опытом и возможностями по оказанию соцуслуг, и поэтому принимаются в том числе искусственные меры по выходу этих организаций на рынок соцуслуг», — сообщила Елена Тополева-Солдунова. Участники также обсудили вопросы, как будет меняться старая система и как будут внедряться новые процедуры и нормы перехода от госзадания к муниципальному заказу, а также какова готовность регионов к этому. Отмечается, что реализация поручения Президента РФ по формированию механизмов оказания государственных (муниципальных) услуг, предусматривающих развитие конкурентной среды с привлечением негосударственных организаций. Вовлечение организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц, а, следовательно, обеспечит и рост качества оказания государственных услуг населению. Председатель Комиссии ОП РФ Владимир Слепак рассказал, что ранее, в ноябре 2015 года, во время выступления в Госдуме РФ им уже высказывались предложения внести на рассмотрение закон о государственном социальном заказе. По мнению общественника, это обеспечит равные возможности НКО для участия в конкурсных процедурах и повысит эффективность реализации государственных целевых программ. «На сегодняшний день мы единственная страна в мире, которая не имеет этого закона, хотя его эффективность несомненна. Принятие данного закона будет большим шагом вперед по привлечению НКО на рынок соцуслуг и активному участию НКО в социальной сфере. Некоммерческие организации займут нишу между госучреждениями и малым и средним бизнесом. НКО могут снять издержки в соцполитике и принимать активное участие в госзаказе. Также следует отметить, что принятие закона позволит исполнить поручения Президента РФ по поддержке СО НКО», — отметил Владимир Слепак. Заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров рассказал о существующих разногласиях между ведомствами и субъектами системы. «На данный момент разногласий с прочими министерствами не существуют. Но когда изначально мы стали принимать его, появилась критика. Некоторые отмечают, что принятие этого закона приведет к ущемлению финансовых ресурсов бюджетных учреждений, потому что часть из них будет распределяться среди НКО. С другой стороны, считается, что сейчас мало гарантий для НКО и необходимо более жестко нормализовать законодательство, чтобы третий сектор экономики все-таки имел возможности получения бюджетных средств на оказание социальных услуг. Наша позиция заключается в необходимости определить систему понятий. А также нужно учитывать, что закон не должен быть обязательным для исполнения. Надо понимать, что мы движемся к тому, чтобы большинство услуг в образовании, социальной сфере или медицине оказывались НКО», — заявил Алексей Лавров. На сегодняшний день деятельность государственных (муниципальных) учреждений регламентируется обязательными для исполнения госзаданиями, формируемыми соответствующими органами исполнительной власти. До принятия рассматриваемого закона выполнение госзаказа было безальтернативно делом подведомственных структур, теперь предполагается передача данных функций НКО, но в некоторых регионах удовлетворить этот спрос полностью они не могут. Минфином России предлагается разработка системы ответственности для организаций, отказывающихся от выполнения госзадания. Эксперты отметили, что данный законопроект позволит создать поле для конкуренции, потому что сейчас у бюджетных организаций настолько льготные условия, что они не стремятся повышать качество оказываемых услуг. НКО при этом только начинают получать преференции. Все предложения и комментарии, высказанные в ходе заседания, войдут в итоговую резолюцию по законопроекту и будут направлены в профильные ведомства. |