01.11.2003  Госзаказ уходит в виртуальную реальность

   Объем госзакупок за счет средств бюджетов всех уровней в 2004 году достигнет 750 млрд рублей, то есть увеличится вдвое по сравнению с прошлым годом, заявил первый замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов. Как сообщил корреспонденту журнала "Финанс." директор Центра компетенции по Электронному правительству при Американской торговой палате в РФ Владимир Дрожжинов, единственный способ эффективно распорядиться средствами налогоплательщиков - создать виртуальную государственную систему приобретения товаров и услуг. Компьютерный госзаказ позволит ежегодно экономить до 25% бюджетных средств по сравнению с реализацией его по традиционным торговым каналам.
   Электронное ускорение. Согласно правительственным планам, снижение государственных расходов - основное условие для "разгона" российской экономики и достижения заявленных Владимиром Путиным темпов роста ВВП. Решение этой задачи, как сказал корреспонденту журнала "Финанс." советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, должно быть обеспечено благодаря повышению эффективности экономики, а не снижением социальной защиты населения. Внедрение электронной торговли в систему госзаказа с целью оптимизации и уменьшения бюджетных трат для этого пригодно лучше всего. Идея использования систем электронной торговли при проведении торгов по закупкам товаров для государственных нужд фигурирует в ФЦП "Электронная Россия" как мероприятие № 10: "Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления". Полная виртуализация системы закупок в интересах государства товаров и услуг, согласно программе "Электронная Россия", должна произойти к 2007 году.
   Старт дан. В прошлом году Минэкономразвития провело конкурс на право создания первой в стране электронной системы государственных закупок. Отрабатывались одновременно две темы: первая - портал развития региона, вторая - система государственных закупок региона. От субъектов Федерации и муниципалитетов было подано 190 заявок. Победителями стали Якутия, Чувашская Республика и три области - Тульская, Нижегородская и Челябинская. По итогам тендера в число участников вошли компании IBS (разработка портала), РНТ (защита информации) и "ЮниСтат" (юридическое обеспечение). Компания "УСП компьюлинк" занялась интеграцией и согласованием методологий госзакупок федерального и регионального уровней, поскольку вся система рано или поздно станет единой электронной и государственной.
   Корпорация "Парус" осуществляет общее руководство и занимается непосредственно проблемой государственных закупок. Консолидированный бюджет всех этих программ составляет 37,5 млн рублей - сумму ничтожную по сравнению с ожидаемым экономическим эффектом. Однако дело продвигается с огромным трудом. Причина не только в задержках с госфинансированием, но и в законодательных пробелах.
   У информатизации госзакупок есть и другая, не менее важная цель - усиление контроля за расходованием бюджетных средств. Благодаря увеличению прозрачности торговых операций резко снижается риск различного рода злоупотреблений. Президент антикоррупционного фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров заявил журналу "Финанс.", что "электронная торговля - во всем мире один из наиболее эффективных инструментов борьбы с коррупцией".
   Криминальный госзаказ. Сегодня у всех на слуху громкие уголовные дела, которые правоохранительные органы постоянно возбуждают против высших должностных лиц, злоупотребляющих своим положением. Из наиболее известных скандалов можно назвать хотя бы обвинение, предъявленное бывшему вице-губернатору, председателю комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Анатолию Кагану.
   В рамках так называемого инсулинового дела ему инкриминируется ущерб государству в размере более 5 млн рублей. Ревизоры контрольно-счетной палаты Северной столицы обнаружили, что город произвел несколько крупных закупок у фирмы - поставщика инсулина по ценам, вдвое превышающим рыночные. Кроме того, речь идет о поставках препарата "Вирамун" в рамках городской программы профилактики СПИДа на сумму почти 300 тыс. рублей. Суть обвинений в обоих случаях одинакова: закупка препарата осуществлялась без проведения конкурса среди поставщиков и без анализа рыночных цен на этот препарат.
   "Успехи" штатских чиновников меркнут на фоне "подвигов" коррупционеров в погонах, умело делающих деньги на отсутствии информационной прозрачности армейских закупок. Например, Минобороны в 2000-2002 годах заключало контракты на поставку продовольствия в Северо-Кавказском военном округе без проведения конкурсов и по ценам, значительно превышающим цены производителей. По оценке Государственного контрольного управления (ГКУ), тем самым военные нанесли государству ущерб на 34,4 млн рублей.
   Больше гласности. Впрочем, сама по себе виртуальная коммерция - далеко не панацея от злоупотреблений чиновников. Как сообщил журналу "Финанс." Георгий Сатаров, "пока у нас в стране не будут созданы законодательные условия для открытой, свободной конкуренции при проведении государственных торгов, то даже Интернет не поможет". Но и этого, как полагает научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Ясин, недостаточно. Процедуры конкурсных торгов должны быть не только прозрачными и доступными, но и происходить с подключением общественности. Например, сегодня госзакупки контролируют всего 14 сотрудников соответствующего департамента в Министерстве экономического развития и торговли РФ. Однако, как воплотить идею общественного "пригляда" в жизнь, пока никто не знает. Всего же, как явствует из исследования фонда ИНДЕМ, сумма, выплачиваемая предпринимателями чиновникам ежегодно, оценивается в $33,5 млрд, или 1 трлн рублей!
   Сопротивление нарастает. Хотя закон "Об электронной цифровой подписи" (ЭЦП) был принят еще в 2002 году, дальше слов создание Федерального удостоверяющего центра (который должен стать высшим органом, гарантирующим подлинность ЭЦП на территории всей России, а также для зарубежных контрагентов) пока не пошло.
   Ранее было обещано, что центр будет создан до конца 2003 года, на что даже выделено 36 млн рублей, однако при нынешних темпах подготовительных работ надеяться на это не стоит. Кроме того, Федеральный закон "Об электронной торговле" прошел только одно чтение в Госдуме, и больше к нему пока не возвращались. Хотя ныне действующий Федеральный закон "О госзакупках" никак не регламентирует использование электронной торговли, никакого видимого прогресса в снятии законодательных препон не наблюдается. Как заявил руководитель управления по координации ФЦП "Электронная Россия" Минсвязи России Олег Бяхов, возможное рассмотрение и утверждение закона "Об электронной торговле", а также поправок к закону "О госзакупках" планируется не раньше весны следующего года. Видно, кому-то очень уж не хочется, чтобы система госзаказа стала информационно прозрачной.
   Ассоциация. Тем не менее, работая на опережение, игроки рынка электронной торговли уже сейчас активно объединяют свои усилия. Недавно было объявлено о создании Национальной ассоциации участников электронной торговли. Учредители ассоциации - в основном государственные учреждения и унитарные предприятия, выполняющие для областных и краевых администраций функции организаторов и операторов торгов, проводимых с использованием систем ЭТ, и имеющие опыт в сфере ЭТ по госзакупкам. Интерес к работе ассоциации проявили 40 российских регионов.
   За последние пять лет интерес к развитию государственной системы электронных торгов за рубежом стал массовым. Ее стали развивать США, ЕС, Австралия, Перу, Саудовская Аравия, Польша, Канада - десятки стран, различающихся по уровню экономического, политического и социального развития, но в равной степени озабоченных сохранением своего национального богатства. Россия вступает в гонку за "интернетизацию" хозяйства с большим опозданием, что с трудом объяснимо. Ведь при колоссальной экономии средств и времени открытие виртуальных торговых площадок, по словам Владимира Дрожжинова, "вообще ничего не будет стоить бюджету, если отдать это на откуп коммерсантам", которые будут участвовать в конкурсах. Кроме того, существовать площадки должны не постоянно, а только когда проводятся государственные торги, то есть не чаще одного раза в год.