02.11.2003 Чиновники и бизнесмены: каждый со своей колокольни оценивает систему бюджетных заказов Сегодня чиновники и предприниматели обсуждали проблемы, возникающие при размещении государственных и муниципальных заказов. Бизнесменов в первую очередь интересовало, какими соображениями руководствуются члены конкурсной комиссии, отдавая предпочтение тому или иному претенденту. Администрация Тюмени размещает муниципальные заказы на товары и услуги на конкурсной основе в течение пяти лет. Если в 1995 году было проведено всего два тендера, в 2002 - 33, то в этом году - 79. О критериях отбора рассказал заместитель мэра Тюмени Валерий Федоренко. Он отметил, что в конкурсную комиссию, которую он возглавляет, входит 11 человек. Все решения принимаются коллегиально. "Для нас главные приоритеты - цена и качество товаров и услуг. Правила проведения конкурсов прописаны в "Положении о муниципальном заказе в г. Тюмени", принятом городскими депутатами в мае прошлого года. Они прозрачны, ясны и достаточно жестки", - подчеркнул Федоренко. Замглавы города сообщил, что в этом году сумма, выделенная на заказы, выросла в три раза - до 1 млрд 55 млн рублей (для сравнения, в 1999 году на закупку товаров и услуг потрачено 252 млн рублей). "Мы приобретаем продукты питания, ГСМ, потребительские товары, транспорт, медикаменты. В этом году треть денег направлена на подрядные работы, например, ремонт в ЖКХ осуществлялся исключительно по тендеру. На капремонт 198 объектов претендовали 88 участников, многие из них - частные предприятия. Конкурс был огромный, что очень хорошо", - добавил Валерий Федоренко. Огорчили председателя городской конкурсной комиссии результаты опроса, проведенного ТРО "ОПОРы России" среди предпринимателей. В частности, задели Валерия Федоренко фраза "замкнутый круг" (так бизнесмены назвали систему бюджетных заказов) и то, что обязательно в сметах должны быть заложены "откаты". "Я вижу, как работает наша комиссия, у нас все не так, мы стараемся с этим бороться. Каждая смета у нас проходит проверку в нескольких комиссиях. Я даже знаю, что некоторые жалуются на то, что мы слишком жестко проверяем сметы, не допускаем ничего лишнего" - комментировал Федоренко. Участники опроса также отмечают, что заказы редко достаются молодым фирмам. "Но вы должны понять и нас тоже: мы же распоряжаемся бюджетными деньгами и не имеем права покупать некачественную либо дорогую продукцию. Поэтому работаем с фирмами, в чьем качестве услуг и продукции мы уверены. В результате того, что мы выбирали более дешевую продукцию, сэкономили на заказах 44 млн рублей. Мы побаиваемся покупать продукцию подороже, хотя это неправильно, надо менять подходы. Ведь в магазине мы покупаем колбасу не за 40 рублей (она несъедобная), а за 70-80 рублей. Так же и здесь", - сказал заместитель мэра. В ходе обсуждения участники переговорной площадки предложили чиновникам, чтобы те при рассмотрении конкурсных заявок отдавали предпочтение производителям товаров, а не посредникам, которые не могут отвечать за качество продукции. Так, на сегодня только 25% продуктов питания городская администрация закупают напрямую у тюменских сельхозпроизводителей, остальное - через посредников. Однако, по словам Валерия Федоренко, зачастую покупать у оптовых продавцов выгоднее, так как у них продукция может быть даже на 20% дешевле, чем у производителей: "Например, ЗАО "Лукойл-Каскара" предлагала нам картофель на 1,5 рубля дороже, чем оптовик, у которого мы и потом его закупили". По мнению участников дискуссии, сегодня еще нельзя сказать, что конкурсы на размещение заказов прозрачны и публичны, еще недостаточно информации о них в средствах массовой информации. Не устраивает предпринимателей и невозможность изменения условий заключенного договора, если они не выгодны исполнителю заказа. Особенно сложно участвовать в тендерах малым предприятиям. Может быть, некоторые из этих проблем решает новый законопроект о госзаказах, который предстоит рассмотреть Госдуме нового состава. |