03.11.2003  Условия конкурса на право управления "Шереметьевом" никак не приобретут законченный вид

   Совет директоров "Шереметьева" в четверг не смог принять решения по условиям будущего тендера на выбор управляющей компании аэропортом. На момент подписания номера было известно, что директора намерены направить предложенные им условия тендера на доработку. Согласно поручению премьер-министра Михаила Касьянова, конкурс должен быть проведен до 1 декабря. Эксперты полагают, что в эти сроки вряд ли удастся его провести. Это означает, что тендер может постичь судьба всех предыдущих декларативных, но не выполненных решений по развитию главного международного аэропорта столицы.
   В качестве одной из причин неутверждения конкурса источник "Финансовых Известий" в совете директоров назвал его условия, в которых ни слова не говорится об ответственности управляющей компании. Это в конечном итоге может привести к очередным финансовым проблемам "Шереметьева" и его собственника - государства.
   В Минтрансе главной проблемой тендера считают то обстоятельство, что конкурс не учитывает интересы авиаперевозчиков, это может привести к проблемам взаимоотношений управляющей компании с главным оператором аэропорта - "Аэрофлотом". Землю под третий шереметьевский терминал "Аэрофлот" получил по мировому соглашению с администрацией Химкинского района при условии перевода налоговых отчислений в бюджет этого района. Если победитель тендера забудет об интересах национального авиаперевозчика, то "Аэрофлот" вполне может скинуть на него земельные проблемы с администрацией Химкинского района. Эксперты полагают, что для любого победителя тендера строительство аэропорта "Шереметьево-3" без привлечения ресурсов "Аэрофлота" обойдется значительно дороже, так как авиакомпания уже занималась этим проектом и вложила в него значительные средства.
   Согласно представленным директорам условиям тендера уставный капитал претендентов должен быть не менее 55 млн. руб., активы - не менее 60 млрд. руб. и собственные средства - не менее 15 млрд. руб. Кроме того, от участника тендера требовалось предоставление банковской гарантии на 1 млрд. руб. К конкурсу на управление "Шереметьевом" планировалось допустить только российские компании, которые имеют опыт реализации крупных инвестпроектов и управляют аналогичными по масштабу предприятиями. Однако приход иностранцев к опосредованному управлению "Шереметьевом" был бы все равно возможен. Участники тендера - "Альфа-Эко", АФК "Система" и Национальный резервный банк (НРБ) - не скрывали факт ведения переговоров с западными компаниями.
   Недавно вице-президент "Альфа-Эко" Игорь Барановский заявил журналистам, что альянс с западным оператором вполне возможен. Однако он не стал называть конкретных названий. По слухам, "Альфа-Эко" ведет переговоры с Aeroport de Paris и оператором франкфуртского аэропорта - Fraport AG. Немецкая компания активно интересуется московскими аэропортами. В частности, Fraport AG инициировал переговоры о сотрудничестве с "Ист Лайном" - управляющей компанией аэропорта "Домодедово".
   Не исключают возможности сотрудничества с иностранцами и в АФК "Система". Однако комментировать этот вопрос до официального объявления тендера в компании отказались.
   Президент НРБ Александр Лебедев заявил "Финансовым Известиям", что выступает против проведения тендера. "НРБ заявил о своем участии в новом тендере на управление аэропортом скорее вынужденно, чтобы защитить интересы "Аэрофлота" (банк владеет около 30% акций авиакомпании. - "Финансовые Известия"), - сказал глава НРБ. - Я вообще считаю, что менеджмент "Аэрофлота" и "Шереметьева" в состоянии самостоятельно построить новый аэропорт, но правительство им не дает такой возможности. Это успешно функционирующие предприятия. А конкурсы на управление следует проводить лишь в убыточных компаниях".
   НРБ также намерен в случае своей победы привлечь иностранцев. Причем в качестве потенциального партнера называется Aeroport de Paris, к которому присматривается и "Альфа-Эко".