20.11.2003 Республика Татарстан: Продается госзаказ Республика покрыла половину бюджетного дефицита за счет проведения тендеров между «охотниками» за государственными деньгами. 16 миллиардов 146 миллионов рублей – такова общая стоимость договоров на размещение государственного заказа, заключенных в Татарстане в результате открытых торгов и конкурсов с начала этого года. Уже сейчас она составила более трети от всей расходной части республиканского бюджета. Агентство по госзаказу организовало нынче более двух с половиной тысяч конкурсов. Их экономическую эффективность Минфин РТ оценил в 1 миллиард 239 миллионов рублей. Это покрывает половину бюджетного дефицита 2003 года. Наибольшую экономию принес Татарстану государственный заказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства на строительство второй очереди моста через Каму. В результате конкурса стартовая цена лота была снижена на 340 миллионов рублей. Еще 294 миллиона дал тендер на закупку сельхозтехники, проведенный Минсельхозпродом РТ. Министерство строительства сохранило республиканской казне 90 миллионов рублей, которые послужили дополнительным источником финансирования принятой в начале года программы реновации жилья. – Так что поставленную задачу сделать торги равнодоступными и экономически эффективными можно считать выполненной, – не без гордости заявил недавно журналистам генеральный директор Агентства по госзаказу Яков Геллер. C руководителем ведомства можно согласиться, но лишь отчасти. Действительно, сэкономила республика немало, что в условиях жесткого бюджетного дефицита весьма отрадно. А вот достигнутые открытость и равнодоступность, которым рад директор агентства, можно сказать, формальны. Более трети всех проведенных конкурсов на самом деле таковыми не являлись – министерства и ведомства заключали контракты с единственным поставщиком услуг. Еще 570 контрактов представляют из себя публичные договоры с поставщиками тепла, воды и газа. И только 1166 контрактов, подписанных в результате конкурсов, согласно официальной статистике агентства, действительно заключались на конкурентной основе. Подавляющее большинство конкурсов было объявлено республиканскими министерствами и ведомствами, хотя за агентством закреплена функция организатора тендеров и на заказы муниципальные. Только в ноябре агентство заявило 62 конкурса по государственному заказу, а вот по муниципальному – ни одного. По признанию Якова Геллера, такой перекос объясняется чисто субъективными факторами – местные администрации не спешат объявлять открытые конкурсы, предпочитая отдавать заказы «своим» фирмам. 20 процентов от всего числа победителей конкурсов в системе государственного заказа составили предприятия малого и среднего бизнеса. И опять же – в абсолюте показатель довольно неплохой, особенно учитывая, что в республиканской программе поддержки и развития малого бизнеса он определен в размере 15 процентов. Однако на их долю выпало всего 7 процентов от общей стоимости заключенных договоров. Это, в общем-то, понятно. Предприятия малого бизнеса по определению и работы выполняют малые. В следующем году, когда агентство возьмет на себя функции поручителя, их число будет доведено до 40 процентов. Следовательно, и их доля в финансовом выражении увеличится. Тем более что уже с 2004 года планируется опробовать так называемую американскую схему: предприятия малого бизнеса будут вовлекаться в работу корпораций, получивших право на выполнение госзаказа. Важным условием конкурса на заключение контракта должна стать обязательная передача 20 процентов полученного заказа предприятиям малого бизнеса на вторичных торгах. Собственно, подобная схема уже закреплена в республиканском законодательстве. Когда в торгах участвуют предприятия малого бизнеса, а также предприятия исправительных учреждений и обществ инвалидов, они должны получать десятую часть заказа, если их цена превышает цену победителя не более чем на 15 процентов. Однако выполняется это условие далеко не всегда. Совсем недавно в республиканскую конкурсную комиссию жаловался обиженный участник тендера, проводившегося Министерством соцзащиты РТ. Несмотря на то, что все вышеуказанные условия были соблюдены, причитающуюся часть заказа малое предприятие так и не получило. В агентстве сам факт жалоб не отрицают. Однако даже несмотря на это Татарстан остается пока единственным из российских регионов, откуда не поступило ни одной претензии к проведению конкурсов в так называемую «жалобную» комиссию, которая работает при российском Министерстве экономики. |