26.11.2003 Авиапромышленность должна объединить усилия Недавно завершилось формирование Авиационной холдинговой компании "Сухой". Каждый четвертый боевой самолет в мировом экспорте - это истребитель семейства "Су". Половина всего парка отечественной боевой авиации сделана на авиационной фирме "Сухой". Что же день грядущий готовит известной фирме? На этот вопрос "НО" отвечает Михаил Погосян - человек, прошедший путь от инженера-конструктора до генерального директора АВПК "Сухой". 29 октября гендиректор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев был избран председателем совета директоров Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой", - рассказывает Михаил Погосян. - В свое время указ президента РФ о создании АХК "Сухой" был подписан в целях консолидации усилий по созданию новой авиационной техники, как военного, так и гражданского назначения. И вот, наконец, формирование Авиационной холдинговой компании "Сухой" завершилось. Она стала крупнейшей интегрированной структурой в российской авиационной промышленности с годовым оборотом свыше 1 миллиарда долларов. М. Погосян отметил, что приоритетными направлениями деятельности АХК "Сухой" является дальнейшее развитие самолетов семейства "Су-27" ("Су-30МКК", "Су-30МКИ", "Су-35" и др.), разработка боевого самолета пятого поколения, модернизация находящихся в строю самолетов "Су-24", "Су-25", "Су-27", создание семейства региональных пассажирских лайнеров (RRJ), реализация экспортных контрактов и совершенствование системы послепродажного обслуживания. Возможности АХК "Сухой" позволяют обеспечить полный жизненный цикл авиатехники - от разработки до поставки и послепродажного обслуживания. -Каждый четвертый боевой самолет тактической (фронтовой) авиации в мировом экспорте - это истребитель семейства "Су-27", "Су-30", - с гордостью подчеркивает М.Погосян, - остальные 75% рынка приходятся на боевые самолеты США ("Локхид-Мартин", "Боинг"), Европы (EADS, BAE Systems), Китая (AVIC). При этом более 95% производимых "Сухим" самолетов поставляются за рубеж. В настоящее время боевые самолеты марки "Су" находятся на вооружении в 28 странах мира. Всего за всю историю фирмы за рубеж было поставлено около 2,5 тысяч самолетов. Индонезия стала 29-й, а Малайзия - 30-й страной, куда будут поставлены наши самолеты. За 7 лет существования АВПК "Сухой" государственная компания "Рособоронэкспорт" заключила экспортных контрактов на поставку боевых самолетов марки "Су" и производство их по лицензии за рубежом на общую сумму свыше 12 миллиардов долларов. Около 250 самолетов марки "Су" в ближайшее время соберут за рубежом по лицензии. Только в 2002 году за рубеж поставлено свыше 60 "сухих". В этом году экспортные контракты на поставку самолетов "Су" уже составили свыше $2 млрд. Боевые машины марки "Су" - основа российского военного экспорта, их доля в ежегодном объеме валютных поступлений по линии ВТС составляет 70%. Разработка многофункционального боевого самолета пятого поколения компанией "Сухой" отнесена к числу приоритетных программ отечественного оборонно-промышленного комплекса и занимает важное место в государственной программе вооружения. Как считают представители ВВС РФ, базовый вариант перспективного истребителя не будет уступать по своим характеристикам американскому JSF, а по ряду параметров - и "F-22". "Мы рассчитываем, что в 2007-2008 годах первый опытный самолет поднимется в воздух, а к серийному производству истребитель пятого поколения будет готов в 2010-2012 годах", - заявил М. Погосян. В эти же годы он будет предложен и иностранным покупателям на международном рынке. Уже создан электронный макет самолета пятого поколения. По оценке главкома ВВС генерал-полковника Владимира Михайлова, самолет получается очень хороший. Изучается вопрос о создании широкой международной кооперации по проекту. Михаил Погосян считает, что сегодня многие проблемы российской авиации возникают в первую очередь от ее разобщенности. И российским авиастроителям и авиаперевозчикам следует понять, что лишь объединение усилий всех заинтересованных сторон позволит России сохранить завоеванные позиции в мире авиабизнеса. - Международная интеграция в области гражданской и военной авиации - самая актуальная задача, - говорит Михаил Погосян. - Сложность техники возрастает, и отдельные фирмы уже не в состоянии самостоятельно создавать серию самолетов нового поколения. Одной из таких программ международного сотрудничества стал проект "Семейство региональных пассажирских самолетов "Сухого" (RRJ). В этой гражданской программе вместе с "Сухим" участвуют американский Boeing, французская Snecma, российская двигателестроительная фирма НПО "Сатурн", и целый ряд компаний - поставщиков оборудования. Региональный самолет будет производиться в трех модификациях - на 60, 75 и 95 пассажиров. Дальность полета - до 4800 км. Производить их будут на заводах, входящих в холдинг "Сухого" - в Комсомольске-на-Амуре и в Новосибирске, а поставлять самолеты будут в самые разные страны мира. - Потребность международного рынка в небольших, сравнительно недорогих и предельно удобных в эксплуатации пассажирских лайнерах, - говорит Михаил Погосян, - оценивается экспертами на ближайшие двадцать лет более, чем в пять с половиной тысяч единиц. Уже в ближайшие годы потребуется 300 машин для стран СНГ и более 400 - для государств Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Проект семейства RRJ стал победителем государственного тендера на разработку регионального самолета, объявленного Росавиакосмосом, и будет внесен в федеральную программу "Развитие гражданской авиатехники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Первый полет российского регионального самолета, создаваемого по программе RRJ, должен состояться в 2006 году. Серийное производство новой машины начнется с 2007 года. |