29.11.2003 Частники возрождают северную навигацию В конце месяца Минтрансом РФ были обнародованы итоги северной навигации. Как выяснилось, в этом году в регионы Крайнего Севера было завезено даже больше грузов, чем планировалось. В самом министерстве это объясняют опережающим выделением денежных средств на финансирование северного завоза. Однако у специалистов несколько иное мнение на этот счет: успехи северной навигации они связывают в основном с более активным участием в перевозках частного бизнеса. В этом году за перевозки взялись структуры «Норильского никеля», свой танкерный флот использует «ЛУКОЙЛ», некоторые регионы проводят тендеры между компаниями-перевозчиками на поставку в северные районы горючего. Тем не менее на фоне успешного выполнения плана по перевозкам грузов нерешенными остались традиционные для северного завоза проблемы: кредитование перевозок, модернизация флота, неудовлетворительное состояние судоходных путей. В этих условиях, по оценкам специалистов, в следующем году дальнейшего улучшения ситуации с северным завозом ожидать не приходится. По данным Минтранса РФ, в 2003 году судоходные компании России завезли в районы Крайнего Севера более 16 млн тонн грузов, в том числе речные пароходства – более 12 млн тонн, морские – 4 млн тонн. Ранее планировалось, что в текущем году судами речных судоходных компаний будет завезено около 13,5 млн тонн грузов, что на 500 тыс тонн должно было превысить результат прошлого года. По словам заместителя министра транспорта РФ Николая Смирнова, судоходные компании России полностью выполнили все заявки северных регионов. Только речными судоходными компаниями на северные территории было завезено 2,5 млн тонн нефтепродуктов и 1,4 млн тонн угля. Морские пароходства доставили в Магаданскую область и на Чукотку около 4 млн тонн нефтепродуктов и угля. Основными операторами северного завоза являются сейчас «Приморское морское пароходство», «Мурманское морское пароходство», «Дальневосточное морское пароходство», «Енисейское речное пароходство». Выполнение графика северного завоза и даже некоторое превышение доставки грузов по сравнению с запланированным в Минтрансе объясняют опережающим выделением Минфином России финансовых средств. Обычно проблемы северного завоза связаны как раз с несвоевременным выделением предусмотренных федеральным бюджетом денег. А в этом году чиновники обращают внимание на то, что, хотя климатические условия 2003 года намного осложнили проведение северной навигации (начавшейся почти на 10 дней позже по сравнению с прошлыми годами), выделенных 9 млрд руб. хватило, чтобы обеспечить навигацию в полном объеме. Однако, по мнению специалистов, успехи северной навигации в этом году связаны вовсе не с увеличением финансирования федеральных программ по северному завозу. «Дело в том, что северный завоз по морю в последнее время только сокращается – Северный морской путь практически не функционирует, много поселков было ликвидировано, люди разъехались», – сказал RBC daily директор ИАЦ «МорСвязьКонсалтинг» Николай Кутузов. А в условиях сокращения числа потребителей грузов северного завоза выполнить план оказалось намного легче. Упрощает задачу и то, что основной акцент сейчас делается на северный завоз по рекам. «В этом году в регионы Крайнего Севера было завезено больше, чем планировалось, так как во многих регионах были приняты чрезвычайные меры в связи со сложными судоходными условиями», – пояснил Николай Кутузов. Немаловажным фактором стало и более активное (по сравнению с прошлым годом) участие в северном завозе частного бизнеса. «Теперь частный бизнес стал больше о себе заботиться, – сказал RBC daily директор Агентства специальных исследований (Санкт-Петербург) Рубен Тертерян. – За северный завоз в этом году взялись структуры «Норильского никеля», собственный арктический флот есть у «ЛУКОЙЛа». Эти компании нуждаются в северной навигации, и срывать ее им смысла нет». То же самое можно сказать и про северный завоз по рекам. В этом году в Красноярском крае «Енисейское речное пароходство», выиграв тендер администрации края на поставку топлива в северные районы, взяло на себя обязанности и перевозчика, и поставщика. А это позволило обеспечить грузами северные территории, сократив при этом бюджетные расходы. «Деятельность частного бизнеса пошла на пользу северному завозу, и тяжелое положение сложилось только там, где частников нет – на Камчатке и Дальнем Востоке», – добавил г-н Тертерян. Тем не менее, несмотря на успехи частников, к своему решению не приблизилась ни одна из фундаментальных проблем северного завоза. Основная из них – это система кредитования северной навигации. «Сейчас большая часть финансирования северного завоза идет со стороны государства, причем большая часть средств попадает совсем не в те руки, – сказал RBC daily президент компании TransCare Russia Владимир Ашурков. – Для эффективной работы северной навигации необходимо, чтобы доля государства год от года уменьшалась, а не возрастала, как это происходит». Еще в октябре по итогам парламентских слушаний «Проект федерального бюджета-2004: северный аспект» Госдумой было решено не только увеличить государственное финансирование северного завоза до 9 млн 600 тыс. руб., но и принять рекомендации об усилении роли государства в регулировании экономики регионов Севера и Дальнего Востока. Второй проблемой, по решению которой также практически ничего не было сделано, является состояние судов и самих рек. Навигация 2003 года со всей очевидностью показала необходимость возобновления дноуглубительных и рекреационных работ вдоль рек, на которые сейчас у пароходств не хватает средств. Не хватает средств и на обновление судов – окупаемость новых теплоходов составляет не менее 10-15 лет, а при низком уровне рентабельности флота прибыли на это не хватает. В этих условиях, по оценкам специалистов, пока еще рано говорить о кардинальных изменениях в ситуации с северным завозом. «Проблемы северного завоза решаются, но крайне медленно. Это растянется еще не на один год, – отмечает Николай Кутузов. – В следующую навигацию можно ожидать повторения нынешней ситуации – проблемы возникнут если не на Лене, то в каком-нибудь другом месте». На вовлечение в северный завоз частного бизнеса, которое могло хотя бы в некоторых регионах несколько смягчить ситуацию, особых надежд возлагать тоже пока не стоит: как говорят специалисты, в ближайшее время частники будут работать исключительно на развитие своего бизнеса. |