17.12.2003 Объем электронной торговли растет В России в 2003 г. объем электронной торговли, по оценкам НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли), составляет от 500 до 900 млн. долларов. На текущий момент с использованием систем электронной торговли обслуживается около 0,2% совокупного товарооборота в стране. Существенное увеличение объемов может произойти в следующем, 2004 году, что напрямую связано с действиями государства в рамках ФЦП «Электронная Россия» и ряда других целевых программ. Основным сдерживающим фактором для увеличения объемов электронной торговли остается законодательство, в первую очередь – федеральное. Вчера, 10 декабря 2003 г., прошло первое заседание правления НАУЭТ, на котором был представлен отчет НАУЭТ о состоянии электронной торговли в России на конец 2003 г. Из него следует, что рынок электронной торговли в стране развивается в геометрической прогрессии, в том числе быстро растут объемы электронных госзакупок в регионах. В Белгородской области объем совершенных электронных госзакупок составляет 60-70% от общего объема госзакупок области и равен 813,6 млн. руб. В Новосибирской области – 1599,0 млн. руб., что соответствует 45-50% от общих госзакупок в регионе. В Кемеровской области - 1739,3 млн. руб., что составляет 30-35% от общего объема госзакупок региона. В Краснодарском крае – 102 млн. руб. (4-5%). Между тем, анализ ситуации, проведенный экспертами НАУЭТ, свидетельствует о множестве нерешенных проблем, в первую очередь, в правовом поле, а также сдерживающих факторов, не позволяющих полноценно развивать электронную торговлю в России. Так, проекты по созданию систем электронной торговли реализуются в отсутствии федерального законодательства, регламентирующего этот вид деятельности, а реализация проектов по созданию систем электронной торговли и «е-госзакупок» носит региональный характер при практически полном отсутствии взаимодействия между этими проектами. Региональные системы электронной торговли строятся на различных технологических платформах и в их основе лежат разные подходы и принципы, различен и функциональный состав этих региональных систем. Если говорить о «е-госзакупках», то различные системы автоматизируют разный набор функций, связанных с закупками, а затраты (как временные, так и финансовые) на создание полноценной системы «е-госзакупок» для многих регионов не просто значительны, но и являются неподъемными. В связи с последним и рядом других «сдерживающих факторов» часть регионов стремится достичь лишь краткосрочного бюджетного эффекта и использует только модуль электронного «ценового мониторинга». «Особенности» закона об ЭЦП (электронная цифровая подпись), написанного «под ФАПСИ», и отсутствия инфраструктуры удостоверяющих центров привели к тому, что большинство региональных систем электронной торговли не использует ЭЦП (соответственно, приходится «дублировать» документооборот на бумажных носителях). В настоящее время российский рынок электронной торговли представлен тремя основными направлениями: B2C (480,4 млн долл. - в 2003 г.), B2B (316,2 млн), B2G (141 млн). По словам Антона Никольского, исполнительного директора НАУЭТ, прогнозный объем B2G на 2004 год в объеме $275 млн. может увеличиться на порядок, в том случае, если пилотные проекты, намеченные в рамках ФЦП «Электронная Россия», будут успешно реализованы. |