07.01.2004  Итоги года: Московские аэропорты готовятся к войне за пассажиров

   Уходящий 2003 год для авиации был сложным - война в Ираке и эпидемия атипичной пневмонии негативно сказались на объемах перевозок пассажиров. Однако даже в этих условиях московские аэропорты смогли не только не потерять, но и нарастить объемы перевозок. Все это происходило на фоне активного роста единственного частного московского аэропорта "Домодедово" и активизации усилий по развитию двух аэропортов, принадлежащих госструктурам, - Шереметьево и Внуково.
   Основным поставщиком новостей в прошедешем году традиционно стал крупнейший российский аэропорт - Шереметьево. К сожалению, положительных новостей было не так много. Эпопея с реконструкцией терминалов "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2", а также со строительством нового терминала "Шереметьево-3" продолжалась целый год, однако ясного ответа на вопрос о том, как будет развиваться Шереметьево, до сих пор нет.
   "Главные воздушные ворота страны" встретили 2003 год полнейшей неясностью с дальнейшими планами - во второй половине 2002 года был уволен гендиректор аэропорта Сергей Беляев, команда которого разрабатывала проект реконструкции "Шереметьево", а и.о. гендиректора уже в который раз был назначен Евгений Бахтеев.
   Об очередной попытке модернизировать аэропорт заговорили в апреле, когда появилась информация о том, что "Шереметьево" заинтересовался глава "Альфа-Групп" Михаил Фридман. "Альфа" предложила передать ей в управление "Шереметьево", для чего создала 100%-ную "дочку" "Альфа-Шереметьево" с уставным капиталом 60 млн. руб.
   Однако, как оказалось, поуправлять "воздушными воротами страны" хотят и другие - например, Александр Лебедев, контролирующий Национальный резервный банк, и Владимир Евтушенков, владеющий АФК "Система". Интерес к строительству нового терминала "Шереметьево" проявил и "Аэрофлот". В итоге правительство в июне приняло решение о проведении тендера на управление аэропортом.
   Подготовка условий тендера сопровождалось целым рядом скандальных заявлений НРБ. На первоначальное заявление "Альфы" о желании получить "Шереметьево" А.Лебедев отреагировал предложением не передавать управление аэропортом в частные руки, а вместо этого объединить "Шереметьево" и "Аэрофлот", в котором НРБ владеет блокпакетом акций. Инвестором реконструкции в этом случае должен был стать консорциум банков во главе с НРБ. Однако госорганы не пошли на такой шаг, предпочтя объявить о подготовке условий конкурса. Однако НРБ на этом не успокоился, сначала попросив правительство о переносе тендера на весну 2004 года, а затем и вовсе о его отмене, пригрозив привлечь независимых консультантов для анализа последствий передачи аэропорта в управление частным компаниям.
   Сам конкурс был объявлен спустя полгода после начала разработки его условий - в середине ноября. Однако несмотря на столь долгий срок разработки документации, в ней осталось несколько курьезных требований к претендентам. Так, аудитором управляющей компании должен был быть кто-либо из "большой четверки", в которую чиновники наряду с Ernst & Young, KPMG и Price WaterhouseCoopers почему-то включили юридическую фирму Baker McKenzie. Однако позже эту промашку исправили, вернув законное место в "большой четверке" аудиторской компании Deloitte & Touche.
   В соответствии с другими требованиями к претендентам размер уставного капитала участника конкурса должен составлять на момент подачи заявки не менее 55 млн. руб. Сумма активов претендента должна быть не менее 60 млрд. руб. Кроме того, к участию в конкурсе не допускаются компании, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству.
   На сегодняшний день известно, что пока заявки на участие в конкурсе подали "Альфа-Шереметьево", Национальный резервный банк и "Аэрофлот". Последний, однако, не имеет права на участие в тендере, так как его контрольный пакет принадлежит государству. Кроме того, в конкурсе хотят участвовать ЗАО "Интерком Холдинг" и ООО "Балтстрах-М". Если первые три претендента представляют свои собственные интересы, то по поводу последних двух компаний лишь удалось выяснить, что Балтстрах-М предоставляет услуги страхового брокера, а Интерком Холдинг - это трейдер, занимающийся поставками труб нефтяного и газового сортамента, металлопродукции, нефтепродуктов, угля и нефтегазопромыслового оборудования.
   Итоги этого конкурса должны были быть подведены под самый Новый год - на заседании Совета директоров аэропорта 29 декабря. Однако в начале декабря стало известно, что итоги конкурса будут подведены уже в следующем, 2004 году.
   Неясность с перспективами развития крупнейшего аэропорта страны негативно влияет на текущую деятельность "Шереметьево", ограничивая прирост пассажиропотока. В этом году "главными воздушными воротами страны" воспользуются 11.3 млн. человек, что всего на полмиллиона больше, чем в 2002 году. На следующий год объем перевозок через "Шереметьево" также не превысит 12 млн. Кроме того, "Шереметьево" покинули несколько авиакомпаний. К главному конкуренту - "Домодедово" - перешли, в частности, British Airways и Vietnam Airlines.
   Пока "Шереметьево" разбирается с планами на будущее, аэропорт "Домодедово", управляемый группой "Ист Лайн", лихорадочно расширяется. Если в 2002 году через "Домодедово" прошло 6.7 млн. пассажиров, то в этом году этот показатель возрастет до 9.45 млн. человек.
   Перевозку через этот аэропорт увеличили практически все крупные авиакомпании, базирующиеся там - "Сибирь", "Красэйр", "Трансаэро" и другие. Кроме того, крупными приобретениями стали и авиакомпании, перешедшие из других аэропортов - British Airways, Vietnam Airlines и Egypt Air из Шереметьево, Air Moldova и Airzena из Внуково. Еще две компании начали полеты в Россию из "Домодедово" - это лоу-кост перевозчик Germania Express и арабская компания Emirates.
   В следующем году "Домодедово" планирует обогнать "Шереметьево" по пассажиропотоку, обслужив более 12 млн. человек. Уже сейчас известно, что в 2004 году в аэропорт придут Estonian Air и SN Brussels Airlines.
   Для поддержания таких темпов увеличения пассажиропотока "Ист Лайну" даже пришлось прибегнуть к внешним заимствованиям, что не свойственно для "Ист Лайна", предпочитающего строить на собственные деньги. В середине года компания разместила рублевые облигации на 1 млрд. В связи с закрытостью компании деньги были привлечены дороже, чем в среднем по рынку на тот момент.
   Однако, судя по всему, компания извлекла урок из первого выхода на рынок и теперь, готовясь разместить евробонды в Лондоне на $200-220 млн. в первом полугодии 2004 года, заказала проведение международного аудита группы "Ист Лайн" компании Deloitte & Touche.
   Крупные изменения произошли и в третьем, самом маленьком аэропорту московского авиаузла - "Внуково", пассажиропоток которого составляет около 3 млн. человек ежегодно.
   Еще в прошлом году мэрия Москвы предложила передать ей контрольный пакет акций аэропорта в счет платежей за исполнение функций столицы. Первые сведения о том, что правительство готово передать 60.88% акций "Внуково" Москве, появились в конце мая этого года, однако указ Президента РФ по этому поводу был подписан только в середине ноября. Вместе с этими акциями Москва приняла на себя обязательства профинансировать реконструкцию правительственного терминала "Внуково-2".
   Мэр Москвы уже заявил, что нужно сделать "Внуково" "главными воздушными воротами страны". Пока готового плана реконструкции аэропорта нет, но уже сейчас московские чиновники говорят о том, что к "Внуково" будет подведена ветка легкого метро, реконструированы Киевское и Боровское шоссе. Также планируется построить новый терминал и гостиницу.