09.01.2004  Новая система размещения госзаказа в Санкт-Петербурге покроет дефицит городского бюджета на 2004 год

   Новая система размещения государственного заказа на предприятиях Санкт-Петербурга разработана Комитетом экономического развития, сообщает корреспондент ИА REGNUM-NEWSpb. Через госзаказ размещается 2/3 затрат городского бюджета. В 2003 году в системе госзаказа была заключена 60741 сделка на сумму 54 872 430 тыс рублей, из них закупок у единственного источника - 21 252 сделки на сумму 35 343 459 ты. рублей, при том, что бюджет составляет 75 млрд рублей. Как отметил руководитель комитета Владимир Бланк, "круче проблематики просто нет".
   Ранее система госзаказа выглядела следующим образом: главный распорядитель бюджетных средств единолично составлял конкурсную комиссию, которая рассматривала варианты заключения сделки. Существовал также Экспертно-промышленный совет при губернаторе, в компетенцию которого входили внеконкурсные сделки, к которым относятся закупки по ценам, установленным государством, сделки, обусловленные форс-мажорными обстоятельствами, особой срочностью, эксклюзивностью. На практике это привело тому, что 2/3 заказа проводилось через внеконкурсные процедуры, а к проводимым конкурсам также имелись многочисленные претензии: имели место составление условий конкурса для конкретного поставщика, система дополнительных соглашений (при которой проводилась сделка с заранее определенным поставщиком по низкой цене с последующим заключением соглашения о "дополнительной" оплате), злоупотребления, связанные с подлогом документов, подменой конвертов на процедуре голосования.
   Новая система размещения госзаказа предусматривает создание трех типов Государственных конкурсных комиссий. Комиссии главных распорядителей бюджетных средств (которых сейчас, согласно законодательству, 68, - это отраслевые комитеты, территориальные управления и некоторые другие) - осуществляют закупки до 5 млн руб.; межведомственные комиссии - специализируются по типам закупаемой продукции и имеют право производить закупки у монополистов, осуществляя сделки свыше 5 млн. Состав межведомственных комиссий утверждается постановлением правительства с учетом специализации, в него может входить только один представитель главного распорядителя средств; наконец, Государственная конкурсная комиссия при Правительстве, осуществляет сделки в размере более 50 млн руб.
   Особенностью схемы является то, что главный распорядитель средств не имеет права отказаться от поставщика, выбранного межведомственной комиссией. "Это автоматически заставит распорядителя более тщательно подходить к формированию условий и тем самым сделает его деятельность более открытой для контроля", - считает В. Бланк. В межведомственные комиссии будут входить не менее 11 человек. Общее количество комиссий - восемь; каждой будет руководить кто-либо из вице-губернаторов или руководителей комитетов: комиссию по строительству возглавит А. Вахмистров, по продовольствию и мягкому инвентарю - В. Бланк, по лекарствам и медицинскому оборудованию - Л. Косткина, по оборудованию и оргтехнике - Ю. Молчанов, по машинам и механизмам - С. Тарасов, по благоустройству - О. Виролайнен, по топливу и ГСМ - А. Черненко, по прочим товарам и услугам - В. Лобко. М. Осеевский возглавит Конкурсную комиссию при Правительстве.
   Согласно новой системе запрещается разделение заказа с тем, чтобы это приводило к уменьшению стоимости заказа, либо к переводу заказа на рассмотрение в нижестоящие комиссии, а также дискриминационные условия к поставщикам. Кроме того, системой предусматривается введение типовой документации для осуществления сделок, установление государственного контроля над сделками, распределение обязанностей при принятии решений, и, что важно, открытая публикация результатов всех этапов заключения заказа, включая состав комиссий.
   По мнению В. Бланка, в следующем году ожидается заключение сделок на сумму 62-65 млрд руб. Ожидаемая прибыль составит примерно 5-10% от бюджета, что примерно покрывает запланированный в бюджете дефицит. Больше всего сделок ожидается в сферах строительства, благоустройства, продовольствия. Данная система распространяется также на ГУПы и муниципальные образования. Самым крупным заказчиком среди ГУПов станет ГУП "ТЭК СПб".
   Завтра в Законодательном собрании будет рассматриваться Закон "О государственном заказе Санкт-Петербурга". Как сообщил В. Бланк, его принятие является необходимым условием для введения системы в строй - закон, возвращенный губернатором без подписания, содержит поправки, согласно которым все конкурсные процедуры должны быть завершены к 30 апреля. Кроме того, нужно также организовать семинарское обучение новой системе сотрудников предприятий-госзаказчиков. После того, как будет принят закон, 29 декабря В. Матвиенко подпишет постановление, с тем, чтобы с 10 января закон начал работать.
   В. Бланк охарактеризовал новую систему как "самую существенную поддержку для бизнеса". Также он считает ее принятие "актом политической воли губернатора". Напомним, что предыдущий губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев четырежды снимал рассмотрение данного вопроса с повестки дня на заседаниях правительства.