19.03.2011 11:30
Новости.
Просмотров всего: 1451; сегодня: 1.

В Госдуме обсудили концепцию нового закона о размещении госзаказов

Необходим новый федеральный закон о размещении госзаказов, который будет исходить из презумпции добросовестного заказчика и станет эффективным инструментом в руках добросовестного заказчика. Об этом говорили участники круглого стола на тему «Новая концепция федерального закона о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд».

Новую концепцию, разработанную Комитетом Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, представил глава комитета Мартин Шаккум. Он предложил участникам мероприятия обсудить принципиальные и системные ошибки, сложившиеся в результате закупочной деятельности. «Только понимая, почему и в чем мы заблуждались, можно найти правильную дорогу», - считает депутат.

Он отметил, что государство в лице правительства, не как регулятор, а как обычный хозяйствующий субъект, выходит на открытый рынок и осуществляет закупки для государственных нужд. Задача правового регулирования - установить такие правила поведения для представителей государства, в рамках которых они действовали бы как представители эффективного собственника.

«Если моделировать поведение эффективного собственника в рамках действующего 94-ФЗ, возникает вопрос - сможет ли сегодня идеальный чиновник выйти на рынок и купить наилучший товар по наименьшей цене?» - поинтересовался М.Шаккум.

Он отметил, что ни в 94-ФЗ, ни в иных нормативных правовых актах нет понимания и подходов к определению справедливой цены закупки. Вследствие этого пробела 94-ФЗ путем административных процедур пытался определить эту цену, однако не решил этой задачи.

«Вторая принципиальная ошибка: эффективный собственник только тогда может быть эффективным, когда имеет критерии и процедуры оценки результатов своей деятельности. Но ни 94-ФЗ, ни другие нормативные правовые акты не дают ответа на вопрос, то есть, как оценивать эффективность закупочной деятельности. Сегодня эффективность сведена к одному параметру – снижение стартовой цены. Каков полученный результат – никто не оценивает», - цитирует слова М.Шаккума пресс-служба Госдумы (http://www.duma.gov.ru/).

В отсутствие стартовой цены и критериев эффективности закупок в 94-ФЗ была сделана попытка найти «волшебную» универсальную процедуру, когда недобросовестный заказчик должен был приобрести у недобросовестного поставщика наилучший по качеству и наименьший по цене товар. Такой процедурой явился электронный аукцион, который, по мнению М.Шаккума, годится только для простых каталожных товаров или биржевой торговли, но неприменим для технически сложной продукции, подрядных работ.

Одновременно был открыт допуск на рынок для всех без исключения желающих исполнить заказ. В итоге закон дает конкурентные преимущества недобросовестным подрядчикам, которые демпингуют и судятся - все козыри у них в руках.

В итоге, если в странах с развивающейся экономикой закон работает по принципу «закупать лучшее у равных», в странах с развитой экономикой - по принципу «закупать лучшее у лучших», 94- ФЗ привел к ситуации «закупить что попало, у кого попало», считает М.Шаккум.

«Красивая идеология о выходе на рынок всех желающих сработала с точностью до наоборот. Если раньше необходимо было договариваться только с недобросовестным заказчиком, то сегодня это приходится делать и с заказчиком, и с другими подрядчиками, и с контролирующими органами. В результате коррупция расцвела пышным цветом», - заявил он.

Последствиями этих концептуальных ошибок, по словам депутата, таковы:

1) все многообразие закупок сведено к применению универсальных процедур, не учитывающих специфику различных видов закупок. В результате увеличились недобросовестная конкуренция, массовый характер приобрели «перепродажа» государственных контрактов, сговор поставщиков. Закон привел к провоцированию демпинга;

2) участились случаи срыва сроков исполнения государственных контрактов, некачественного исполнения контрактов;

3) не работает институт обеспечения исполнения обязательств по контракту;

4) при формально детализированных требованиях к информационной открытости закупок на практике доступ к сведениям о размещении заказов существенно ограничен или отсутствует вообще;

5) электронные площадки, которые должны были способствовать оперативности размещения заказа, не работают в нормальном режиме.

Затем М.Шаккум объяснил, каким, по мнению разработчиков концепции, должен быть новый закон.

Во-первых, эффективность закупочной деятельности государства должна обеспечиваться совокупностью законов и иных нормативных правовых актов. Нельзя в рамках одного закона, который регулирует только процедуры, решить эту сложную задачу.

Закон должен исходить из презумпции добросовестного заказчика, стать эффективным инструментом в руках добросовестного заказчика. В свою очередь, добросовестность заказчика должна обеспечиваться всей совокупностью законодательства, в том числе и уголовным законодательством, и законом о закупках. Этот закон должен обеспечивать открытость и прозрачность деятельности заказчика.

2. Ключевое звено в осуществлении закупок – это ГРБСы (государственные распорядители бюджетных средств – министерства и ведомства). «Мы должны обеспечить эффективность их деятельности. Для этого правительство должно подготовить инструментарий для определения диапазона справедливой цены и определить критерии эффективности заказчика», - заявил М.Шаккум.

Деятельность ГРБСов должна оцениваться через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

3. Еще один ключевой вопрос - персонификация ответственности заказчиков, участников размещения заказов и контролирующих органов за срыв размещения заказа и исполнения контракта. Необходимо четко установить формы такой ответственности.

М.Шаккум перечислил основные положения нового закона:

1) закон должен устанавливать различные способы размещения заказа и устанавливать их особенности;

2) выделяются 5 видов закупок: простые (каталожные) и стандартно-сопоставимые товары, работы, услуги; технически сложная продукция, в том числе НИОКР, НИР; закупка лекарств; строительный подряд; произведения литературы и искусства, объекты интеллектуальной собственности;

3) устанавливаются критерии допуска и оценки предложений: должны оцениваться способность выполнить работы и оценка качества выполнения работ. В частности, для строительного подряда будут предусмотрены следующие особенности: размещение заказа исключительно путем проведения конкурса; на стадии предквалификации оценивается наличие квалифицированных работников, опыта выполнения аналогичных работ, финансовая устойчивость компании; оценка заявок должна осуществляться по таким критериям как цена контракта (значимость критерия не более 50%), квалификация участника конкурса, технологические решения, срок выполнения работ, срок и объем предоставления гарантий;

4) уточнение института обеспечения исполнение обязательств по контракту - предусматривается предоставление исключительно банковской гарантии;

5) формирование профессионального состава конкурсных и аукционных комиссий - привлечение независимых экспертов на возмездной основе, дополнительная оплата сотрудников за участие в работе комиссий;

6) экономическое стимулирование заказчиков – средства от экономии должны поступать в самостоятельное распоряжение заказчиков;

7) повышение информационной открытости закупок - ведения баз данных о закупках на сайтах отраслевых федеральных органов, сведение информации по всем закупках уполномоченным органом на едином сайте.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...