22.11.2013 12:30
Новости.
Просмотров всего: 6099; сегодня: 3.

Переход к контрактной системе: реальные преференции для малого бизнеса?

В этом году на поддержку малого и среднего бизнеса государство выделило 21 млрд рублей. Однако, как считает директор по развитию «Ассоциации электронных торговых площадок» (АЭТП) Константин Михайленко, не только прямыми инвестициями можно помочь нашему бизнесу выжить - не менее важны сами условия его существования, которые можно значительно улучшить законодательным путем. Так, одним из самых эффективных инструментов поддержки малого бизнеса является стимулирование его участия в процедурах госзаказа.

С 1 января 2014 года вступает в силу федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», дающий субъектам малого предпринимательства (СМП) определенные преференции. Следует отметить, что данные преференции не распространяются на представителей среднего предпринимательства. Вместе с тем, в законе о контрактной системе к СМП фактически приравниваются социально ориентированные некоммерческие организации.

Напомним, что к субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства со средней численностью работников, не превышающей сто человек включительно, и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, составляющей до 400 млн рублей.

Как отмечает Константин Михайленко, подавляющая часть клиентов АЭТП - это представители малого бизнеса, которые регулярно обращаются к специалистам нашей компании с вопросами о преференциях, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ. Первое и основное преимущество - это создание для СМП специальных льготных условий в отдельных случаях, установленных ст. 30 и ч. 15 ст. 44 закона о контрактной системе. Кроме того, уже в следующем году минимум 15% от всех своих закупок государственные и муниципальные заказчики будут обязаны размещать исключительно для СМП. То есть иные организации не будут иметь право участвовать в таких закупках. Главное, чтобы цена контракта не превышала 20 млн рублей (при цене контракта более 20 млн рублей нельзя объявить закупку только для СМП, но СМП участвовать могут).

При этом, в таких специально объявленных закупках максимальный размер обеспечения заявки не может превышать 2% (в то время, как при проведении закупки на общих основаниях обеспечение заявки может достигать 5%). В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, заказчик имеет право все свои закупки объявлять только для СМП.

По нормам сегодняшнего законодательства в сфере госзакупок (Федеральный закон № 94-ФЗ), заказчики обязаны объявлять торги для СМП только в пределах от 10% до 20% и не от всего объема закупок, а от отдельного законодательно установленного перечня. При этом цена такого контракта ограничена 15 млн рублей.

Стоит обратить внимание на то, что озвученный минимум в 15% закупок для СМП могут вообще не соблюдать заказчики в области обороны и безопасности государства, а также атомной энергии. Более того, в соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ об Оборонном заказе, в закупках, проводимых для обеспечения обороны и безопасности государства, могут принимать участие только юридические лица, то есть ИП автоматически исключаются.

Помимо указанных выше преимуществ эксперты АЭТП обращают внимание на то, что заказчики будут иметь право прописывать в любом контракте условие об обязательном привлечении субподрядчиков из числа СМП при исполнении контакта победителем закупки, не являющимся СМП.

Чтобы обеспечить практическую реализацию новых возможностей для представителей малого бизнеса, Федеральный закон № 44-ФЗ усиливает всесторонний контроль (как ведомственный, так и общественный) предоставления указанных выше преференций. Так, по итогам каждого года заказчики будут обязаны публиковать в открытом доступе (на сайте zakupki.gov.ru или в ЕИС) свои отчеты о проведенных для СМП закупках. За несоблюдение лимитов закупок для СМП заказчикам и сейчас, и в будущем грозят штрафы в соответствии с КОАП (50 тыс. рублей).

Однако, как считает Константин Михайленко, наряду с положительной динамикой по созданию преференций для СМП в сфере госзаказа есть и нерешенные проблемы и очевидные недоработки законодательной базы.

Так, например, сохраняется проблема подтверждения принадлежности к СМП при участии в закупке, объявленной специально для СМП. Единого реестра СМП по РФ, которым мог бы воспользоваться госзаказчик для быстрой и достоверной проверки соответствия поставщика субъекту малого предпринимательства, до сих пор не существует. При этом из норм Федерального закона № 44-ФЗ следует, что поставщик обязан подтвердить свою принадлежность к СМП, но, к сожалению, в законе не прописано, каким образом это должно происходить: либо посредством предоставления только составленной в свободной форме декларации (что создает риск предоставления недостоверных сведений), либо посредством предоставления специальных документов (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или устава, а также документа, подтверждающего численность работников: например, штатного расписания), что, создает дополнительные трудности при подготовке заявки на участие в закупке. Разрешение данной проблемы сводится как минимум к официальным разъяснениям Минэкономразвития, которые пока отсутствуют в рамках № 44-ФЗ.

Немаловажным аспектом является и то, что со вступлением в силу № 44-ФЗ у всех поставщиков, в том числе и у СМП возрастет потребность, а значит, и затраты на банковские услуги, связанные с обеспечением исполнения контракта. По нормам закона о контрактной системе, заказчик всегда обязан требовать с поставщиков обеспечение исполнения контракта вне зависимости от цены контракта и способа проведения закупки. Исключение составляют только отдельные случаи закупки у единственного поставщика (например: при цене контракта до 100 тыс. рублей), и даже в таких случаях у заказчика сохраняется право выставления данного требования.

Обеспечение исполнения контракта не должно превышать 30% от начальной (максимальной) цены контракта, но и не может быть меньше размера аванса. Данное обеспечение выдается на срок исполнения контракта, при этом заказчик, в соответствии с № 44-ФЗ, может в данный срок включить и гарантийные сроки. За непредоставление обеспечения исполнения контракта поставщика вместе с его учредителями и руководителем включат в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Таким образом, данная компания, а также другие компании, учредителями или руководителем которых являются лица, включенные ранее в РНП, не допускаются к участию в госзакупках на срок, составляющий два года.

Наряду с тотальным требованием обеспечения исполнения контракта Федеральный закон № 44-ФЗ ужесточает и ответственность поставщика за исполнение своих обязательств по контракту. Так, за любое нарушение условий контракта заказчик будет обязан взыскать с поставщика неустойку (размер устанавливается на уровне Постановления Правительства РФ) или пени (размер устанавливается самим заказчиком, но не менее 1/300 от ставки рефинансирования).

Вместе с тем, у заказчика, впрочем, как и у поставщика, появится право на одностороннее расторжение контракта в случае существенных нарушений условий контракта другой стороной, что, в свою очередь, должно усилить ответственность при исполнении договора.

Анализируя нововведения контрактной системы, Константин Михайленко отмечает, что закупок, объявленных только для СМП, станет больше, но для принятия решения об участии в процедурах госзакупок нужно будет досконально изучить рынок, рассчитать свои силы и возможности, заранее позаботиться о финансовом сопровождении.


Ньюсмейкер: Ассоциация электронных торговых площадок — 36 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
23.12.2024 09:01 Аналитика
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
Битва за Днепр, принятое в отечественной военно-исторической литературе название совокупности оборонительных и наступательных операций советских войск, проведённых в августе – декабре 1943 г. в целях освобождения Левобережной Украины, Донбасса, форсирования Днепра и захвата плацдармов на его правом...
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...