01.02.2017 12:19
Консультации.
Просмотров всего: 3587; сегодня: 1.

Нина Кожурова: Все нововведения ожидаемы

Об основных изменениях в контрактной системе – вступивших недавно в силу и планируемых в ближайшем будущем – пресс-службе BiCo рассказала ведущий тендерный эксперт Нина Кожурова.

– Нина, уже с 1 января унитарные предприятия должны перейти с 223-ФЗ на 44-ФЗ. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что этого не произойдет. По-вашему, когда в итоге УП перейдут на контрактную систему, почему невозможно это сделать уже с нового года?

– Переход МУПов и ГУПов на контрактную систему регламентирует 321-ФЗ. На сегодняшний день можно с точной уверенностью сказать, что исполнить как следует требования данного федерального закона невозможно ни с теоретической, ни с практической точек зрения.

Многие унитарные предприятия, не получающие средства из бюджетов бюджетной системы РФ, не поименованы в приказе Минфина РФ от 23.12.2014 № 163н «О порядке формирования и ведения Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса», не имеют возможности получить электронные подписи и пройти процедуру перерегистрации в ЕИС. Соответственно, о разработке, утверждении и размещении планов закупок и планов-графиков этими субъектами контрактной системы говорить пока точно рано.

Вторая трудность кроется в принятии изменений в подзаконные акты 44-го федерального закона, требования которых будут обязаны соблюдать новые участники контрактной системы.

Поэтому с 1 января 2017 года на 44-й закон перейдут не все. Многие УП сейчас стараются размещать свои закупки на следующий год по правилам 223-ФЗ. Закон, как известно, обратной силы не имеет, следовательно, все закупки, размещенные в рамках 223-ФЗ до 1 января 2017 года, будут исполняться по его правилам, а не по 44-ФЗ. Еще один вариант выхода из сложившейся ситуации заключается в возможности предусмотреть заказчиками условия пролонгации заключенных договоров при размещении закупок на 2017 год до конца года 2016 по правилам 223-ФЗ.

Аналогичная ситуация наблюдалась у государственных и муниципальных заказчиков при переходе на положения 44-го федерального закона, когда в 4-м квартале 2013 года они максимально постарались разместить закупки по правилам действовавшего на тот момент 94-ФЗ.

Переходный период и адаптация для новых участников контрактной системы вполне закономерный и предсказуемый процесс.

Что изменится для поставщиков с переходом унитарных предприятий на контрактную систему? Конечно, у них появится возможность стать реальными контрактодержателями таких крупных УП, как Метрополитены Москвы и Санкт-Петербурга, «Водоканал» и т. п.

– А что с каталогом товаров, работ и услуг (ТРУ)? Согласно 44-ФЗ с 1 января 2017 года госзаказчики должны указывать в извещении наименование предмета закупки в соответствии с ним, однако на данный момент каталога нет.

– Сегодня каталог товаров, работ и услуг полностью не сформирован. Судя по всему, задача по его созданию и наполнению на практике оказалась довольно трудной и ёмкой. По сути, сейчас нет ничего, кроме программной оболочки. Плюс ко всему, министерства продолжают препираться и спорить, кто же в итоге будет отвечать за работу каталога и контролировать контрактную систему в целом. Пока это прерогатива Минэкономразвития – оно на данный момент и занимается формированием каталога ТРУ.

Решение вопроса по введению в действие настоящего каталога найдено в принятии проекта Постановления «О временном порядке формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг», которое ограничено сроком действия с 1 января по 31 декабря 2017 года.

Согласно этим временным Правилам заказчики обязаны в данный период руководствоваться положениями ст. 33 44-ФЗ при описании объекта закупки в случае отсутствия соответствующих позиций ТРУ в вышеназванном каталоге. По моему предположению, в период действия временных правил каталог ТРУ будет дорабатываться. Возможно, в полную силу он заработает лишь к 2018 году.

Стоит отметить, согласно ст. 23 44-ФЗ в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика, осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте необходимо указывать идентификационный код закупки. Он формируется с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, каталога ТРУ. Таким образом, невозможно сформировать идентификационный код закупки, пока нет в полном объеме каталога. Пока это только теория, только время покажет, как заработает система по новым правилам.

– Какие изменения произошли с контрактной системой в 2016 году? Были ли какие-то действительно значимые новшества?

– 2016 год по принятию законопроектов, которые вносят изменения в тендерное законодательство в целом и контрактную систему в частности, оказался малопродуктивным. Многие документы, разработанные профильными федеральными ведомствами исполнительной власти, зависли на стадии рассмотрения Госдумой, а некоторые «забуксовали» еще на стадии внесения в нижнюю палату парламента. Например, один из законопроектов, который предусматривает поправки в 44-ФЗ, касающиеся перевода всех процедур закупок в электронный вид, прошел первое чтение практически два года назад и до сих пор ждет второго. Возможно, в 2017-м его в конечном итоге примут с доработками.

Вообще, судя по всему, именно следующий год станет прорывным в плане принятия новых законопроектов, вступления в силу значимых для участников закупок поправок.

– Расскажите подробнее, чего ждать от 2017-го? Какие поправки в контрактную систему будут приняты, вступят в ближайшее время в силу?

– Все такие изменения перечислены в 114 статье закона о контрактной системе. Так, с 1 января официально вступает в силу обязательное применение типовых контрактов по предмету закупок, обязательное формирование идентификационного кода закупки. Заказчики не смогут разместить извещение о закупке, которая не включена в план-график на текущий финансовый год. Об унитарных предприятиях уже было ранее сказано: это, на мой взгляд, самое главное изменение.

Еще одним ожидаемым изменением в 2017 году является перевод закупок в электронный вид – основные силы законодателей сконцентрированы на этом вопросе. На сегодня в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий совершенствование порядка проведения конкурса и электронного аукциона.

Отмечу, что перевести тендеры в электронный формат планировали еще к осени текущего года, однако, как видим, этого так и не случилось.

Скорее всего, в ближайшее время будет одобрен законопроект, который обяжет госзаказчиков оплачивать поставленный товар, выполненную работу или оказанную услугу в течение 30-дневного предельного срока. Документ уже одобрен Госдумой в первом чтении, дальнейшие процедуры одобрения и согласования, полагаю, не затянутся надолго. Несомненно, законодательное закрепление данной нормы – огромный плюс для поставщиков, так как госзаказчики очень любят тянуть с оплатой поставленного товара или услуги (порой ожидание денег затягивается до конца финансового года).

Правительством в Госдуму внесены на рассмотрение поправки, которые значительно смягчат требования к поставщикам товаров для жизнеобеспечения при участии в госзакупках. На данный момент действует следующая норма 44-ФЗ: если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), то участник закупки, предложивший цену контракта на 25% и более ниже начальной (максимальной), обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены. По мнению правительства, данная норма закона имеет недостатки: неопределенность критериев для принятия заказчиком решения о возможности исполнения условий контракта участником госзакупки, высокая нагрузка на потенциальных поставщиков при подготовке обоснования цены и сборе необходимых документов. Поэтому требование об обязательном предоставлении заказчику обоснования цены предлагается отменить. Законопроектом устанавливается обязательное представление таких обоснований только в отношении топлива по перечню документов, который будет утвержден Правительством РФ.

Все планируемые новшества, которые вступят в силу в 2017 году, были разработаны давно, активно обсуждались, дорабатывались, поэтому не станут сюрпризом ни для поставщиков, ни для заказчиков – они вполне ожидаемы.


Ньюсмейкер: Группа компаний BiCo — 41 публикация
Поделиться:

Интересно:

Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
29.10.2024 18:33 Аналитика
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
Электросамокаты стали одной из самых горячих тем летнего сезона 2024 года. На фоне ограничений и штрафов, которые ввели главные игроки рынка кикшеринга, в социальных сетях разгорелись целые баталии. Не утихают споры о том, что дает электротранспорт горожанам — удобство и мобильность или дискомфорт...
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
29.10.2024 12:35 Мероприятия
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
В пресс-центре ТАСС прошла конференция, посвященная годовщине освобождения Украины войсками Красной армии от оккупации нацистов и их пособников. Организатор мероприятия - Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации. Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
28.10.2024 18:30 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
«Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными автолюбителям картами благодаря кешбэку на АЗС, за покупку запчастей, автосервис и шиномонтаж.   В ходе исследования эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» изучили текущие параметры продуктов всех российских банков. В результате...
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
28.10.2024 18:14 Аналитика
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
В конце сентября 1941 года началась великая битва под Москвой. Это было одно из крупнейших событий Второй мировой войны. Не сумев после Смоленского сражения сходу прорваться к Москве, немцы не успокоились. 6 сентября фашисты приняли новое решение захватить Москву, разработав план операции «Тайфун»...
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
28.10.2024 17:34 Консультации
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
Бизнес в малых городах - это хорошая возможность открыть свое дело, не подвергая себя рискам крупных городов. В их числе высокая конкуренция, сложности с поиском хороших локаций, пресыщенность местных жителей ассортиментом товаров и услуг и др. У бизнеса в малых городах есть своя специфика, зная...