Эксперты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Кировской области проанализировали проекты муниципальных контрактов на содержание улично-дорожной сети Кирова в 2018 г., которые появились на портале госзакупок. Общая сумма лотов составила 302,5 млн руб. При этом никаких принципиальных изменений по сравнению с аналогичными контрактами прошлого года активисты не увидели, хотя предложения общественников по усилению контроля за работой подрядчиков поступали.
Активисты ОНФ опасаются, что при таких условиях контрактов система уборки и вывоза снега, как и прошлой зимой, будет неконтролируемой и город ждут новые снежные коллапсы.
Прошлой зимой активисты ОНФ не раз говорили о том, что систему уборки и вывоза снега в городе невозможно проконтролировать. Хоть в контрактах, заключенных с подрядчиками, и содержалось требование оборудовать технику системой спутниковой навигации, но далеко не все подрядчики его выполнили. При этом обязанность предоставлять данные спутникового мониторинга передвижения дорожной техники в контрактах прописана не была. Это затруднило контроль фактически выполненных работ. Проверка, проведенная прокуратурой, подтвердила выводы общественников.
В контрактах на 2018 г. ситуация аналогичная: вновь есть требование оборудовать технику системами спутниковой навигации, однако предоставлять ее данные подрядчики не обязаны. В качестве примера организации этого процесса активисты ОНФ приводят типовую форму контракта на содержание дорог регионального и межмуниципального значения, составленную дорожным комитетом Кировской области. В нем содержатся не только требование к подрядчику предоставлять навигационные данные в режиме реального времени, но даже подробные инструкции по настройке оборудования и программного обеспечения.
«Согласно условиям контракта, мотивировать подрядчиков вновь будут с помощью балльной системы. В контракте прописан огромный перечень критериев, за невыполнение которых будут снижаться баллы, а впоследствии – уменьшаться размер оплаты. Но проверить выполнение всех этих критериев по каждой дороге в ежедневном режиме – просто нереально. А значит, баллы, как и в прошлом году, будут выставляться «на глаз». Например, в ноябре 2017 г. средний балл, полученный подрядчиками, составил 4,79 (при максимуме в 5), снижение оплаты составило всего 2%, в то время как жители города дружно ставили подрядчикам «неуд». Да и в этом году такая система контроля не прошла проверку первым же гололедом. Жители города раскритиковали работу дорожников в СМИ и социальных сетях», – рассказал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Кировской области Дмитрий Сергеев.
По-прежнему не решен вопрос со снежными полигонами. В контрактах прописано, что вывоз снега должен осуществляться на свалку, деятельность которой осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Однако рейды по снежным полигонам, проведенные активистами ОНФ в текущем году, показали, что ни один из них под это определение не подходит. На них не предусмотрено никакой защиты от попадания загрязняющих веществ в почву, грунтовые воды и реки. Не проводится и рекультивация почвы. Практически ни на одном из полигонов нет ограждения и охраны. По мнению общественников, вместо того чтобы решать системную проблему, чиновники тем самым формально переложили ответственность за экологическую составляющую вопроса уборки улиц на подрядчиков.
Общественники продолжают держать ситуацию с уборкой снега в Кирове на контроле и будут добиваться изменений в подходах к этим работам.