Уполномоченный и УФАС выявили нарушения законодательства о конкуренции в Положении о проведении открытого конкурса по осуществлению перевозок, принятым решением городской Думы. Данную позицию поддержал Арбитражный суд.
Ранее к бизнес-омбудсмену Забайкалья обратились предприниматели-перевозчики с жалобой на Положение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок, принятое решением городской Думы. В это положение в феврале 2019 года были внесены изменения, которыми изменена шкала оценки критериев результатов конкурса. Предприниматели отметили, что изменения нарушают их права и ставят участников конкурса в неравные условия.
Уполномоченный, установив нарушение прав бизнеса в положении, обратилась в краевое Управление антимонопольной службы с просьбой провести проверку соблюдения законодательства о конкуренции. Ведомство согласилось с аргументами бизнес-защитника и вынесло городской Думе предупреждение о прекращении действий, которые нарушают законодательство. УФАС обязал Думу внести изменения в Положение в части установления критерия максимального срока эксплуатации транспортных средств.
Однако Дума не согласилась с вынесенным предупреждением. Ведомство направило в Арбитражный суд заявление о признании предупреждения недействительным и указало, что оно ущемляет не только его права, но и права организатора конкурса — комитета городского хозяйства. Уполномоченный в качестве третьего лица приняла участие при рассмотрении заявления в суде.
В своих доводах Виктория Бессонова указала, что установленные в положении о конкурсе критерии оценки излишни и не соответствуют законодательству. Это влияет на результаты конкурса: нарушает порядок определения победителя и ограничивает конкуренцию.
— Учитывая то, что свидетельство об осуществлении перевозок выдаётся на срок не менее 5 лет, соответственно и шкала оценки по эксплуатации автомобиля должна соотноситься с этим сроком. Однако в данный момент положение устанавливает следующие критерии оценки максимального срока эксплуатации транспорта – «до 3 лет – 10 баллов», «от 3 до 6 лет – 5 баллов», — рассказала бизнес-защитник. — Согласно данной шкале оценки, ни один из потенциальных участников не сможет набрать максимальное количество баллов. Поскольку даже транспорта 2019 года выпуска попадает лишь под критерий «от 3 до 6 лет» и получит 5 баллов. Мало того, что одна норма не соответствует другой, она ущемляет права тех, кто не может менять автопарк каждые три года.
Кроме того, Уполномоченный инициировала проведение экспертизы решения городской Думы о внесении изменений в положение. Результаты проведения экспертизы и проведённые публичные слушания подтвердили доводы бизнес-омбудсмена. Изменения, внесенные в положение, затрудняют осуществление предпринимательской деятельности.
Суд отказал городской Думе в удовлетворении требования о признании предупреждения УФАС недействительным. Кроме того, рассмотрев доводы Уполномоченного и антимонопольного органа, суд установил, что изменения, внесенные Думой в положение, ограничивают права потенциальных участников открытого конкурса.
— Установлением противоречивого критерия оценки, субъектов малого предпринимательства с небольшим автопарком лишили возможности участвовать в конкурсе на общих основаниях с крупными перевозчиками. При разработанной шкале оценки у микро-бизнеса нет возможности стать победителем конкурса, при этом на нём остается финансовая нагрузка по кредитным обязательствам либо лизинговым платежам, полученным на покупку нового транспортного средства, — отметила Виктория Бессонова.